Из-за чего разгорелся скандал в МТСБУ

Из-за чего разгорелся скандал в МТСБУ

На прошлой неделе на сайте Forbes вышло интервью с генеральным директором МТСБУ Владимиром Шевченко, после которого в редакцию обратились представители как президиума МТСБУ, так и Координационного совета Бюро от Верховной рады. После общения с первыми журналист Forbes направил главе Коордсовета Сергею Рыбалке четыре вопроса. Почему в Координационный совет МТСБУ попали не депутаты, как это было всегда, а только один депутат, который завел туда людей, не связанных со страхованием? Почему на заседание Координационного совета не был допущен генеральный директор МТСБУ, в то время как представители Коордсовета собирались внести в повестку дня вопрос о действиях гендиректора на своей должности и вынести оценку его деятельности? Почему на заседание не пустили журналистов? И почему был подделан протокол заседания координационного совета (4 марта), после чего ряд членов Координационного совета  (представители страхового рынка и ЛСОУ) отозвали свои подписи? Forbes публикует полный ответ Сергея Рыбалки и в будущем готов предоставить возможность прокомментировать изложенные ним тезисы членам президиума.

Ни для кого не секрет, что страховой рынок в Украине не один год страдал от тенизации и даже криминализации. За последний год вышел ряд достаточно качественных журналистских материалов об аферах и схемах, которые «процветали» на страховом рынке, и, в частности, на рынке обязательного страхования гражданской ответственности автомобилистов. Кроме этого, последний внешний аудит, проведенный известной компанией Deloitte, показал явные злоупотребления в деятельности руководства Бюро. Убытки и неэффективное использование средств достигли нескольких сотен миллионов.

Учитывая все это, в самом конце прошлого года мы обновили представителей Верховной рады Украины в Координационном совете Бюро. Напомню: главной функцией этого органа является контроль деятельности Моторного бюро.

Когда мы стали разбираться в текущей деятельности, то стали понимать, что старые схемы процветают и сегодня. Опасения усилила реакция руководителя Бюро. У меня возникает вопрос, почему более месяца директор Бюро Владимир Шевченко не находил времени для встречи со мной как с руководителем Координационного совета и руководителем профильного парламентского комитета? В неофициальных разговорах сотрудники Бюро говорили о том, что он просто ожидает кадровых назначений в Нацкомфинуслуг. Это мне показалось подозрительным.

Когда мы попытались разобраться в хозяйственной деятельности, нам стали усиленно противодействовать. Приведу один яркий пример. Мы увидели явное завышение затрат на внешние юридические услуги. Речь идет о миллионах гривен. При этом контракты были составлены таким образом, что эти средства юристы получают просто за представление МТСБУ в судах. То есть их гонорары зависят лишь от количества дел, а не от результата – количества выигранных судебных тяжб. Выходит, чем больше на МТСБУ подают в суд обманутые автомобилисты, тем лучше юристам. Очень подозрительно, и точно пахнет «откатами».

Я много лет работал в бизнесе, и очень хорошо понимаю, как надо сокращать затраты. Я не верю, что люди, вышедшие из страхового бизнеса, этого не знают. На порядок дешевле было бы взять нескольких юристов в штат. Мы попытались разобраться, насколько эффективны и чем занимаются многие советники гендиректора МТСБУ, получающие по 40 и более тысяч гривен. После того как мы задали эти вопросы, нам тут же закрыли доступ к информации.

Еще раз подчеркну: контроль деятельности МТСБУ – главная задача Координационного совета и входит в число функций профильного парламентского комитета. Дошло до того, что ими была нанята новая частная охрана. И мне так никто не пояснил, зачем ее наняли, и кто платит за ее услуги.

В начале февраля в Координационный совет с письмом обратился руководитель одного из департаментов Моторного бюро Алексей Полищук. Он расписывал ряд схем, злоупотреблений и преступных «упущений» в работе руководства МТСБУ. На следующий день после этого обращения он был уволен. Это был еще один сигнал – там что-то нечисто. Картина стала еще более проясняться.

Основные претензии Полищука:

·            рынок продолжает монополизироваться;

·            качество защиты прав застрахованных лиц снижается;

·            есть подозрения о наличии манипуляций по допуску на рынок компаний, в том числе заведомо недобросовестных;

·            есть серьезные подозрения о наличии ряда схем по недобросовестному использованию средств на текущую деятельность Бюро.

Мы стали приходить к выводу, что гендиректор Бюро неделями и даже месяцами не выполняет своих обязанностей – вовремя не принимает важных решений. К примеру, в конце прошлого года гендиректор полтора месяца не подписывал счета и акты выполненных работ со страховыми комиссарами, чуть было не парализовав их работу.

Работники бюро сообщают, что гендиректор появляется на рабочем месте крайне редко – не более чем на час-два в день. При этом его зарплата составляет около 130 000 гривен. Скажите, это адекватная оценка такого труда? Я думаю, нет.

Дошло до того, что Владимир Шевченко собрал сотрудников Бюро и заявил им, мол, кто не с ним – пусть увольняется. Что значит с ним? Естественно, обстановка в Бюро напряженная, люди напуганы. Это ненормально.

Последней каплей стала ситуация с арестом счетов Бюро, который гендиректор допустил лишь потому, что не нашел времени заняться этой проблемой. Письмо о добровольном погашении долга исполнительная служба прислала в Бюро еще 23 февраля. По моей информации, сотрудники Бюро подготовили все документы для оплаты. Но гендиректор Шевченко их не нашел времени подписать! В итоге 2 марта счета были заблокированы.

В итоге на заседании Координационного совета мы приняли решение провести аудит последних месяцев деятельности Моторного бюро. Но Владимир Шевченко тут же попытался убедить членов Координационного совета отозвать свои голоса под этим решением. Ему не удалось склонить на свою сторону всех членов Бюро.

Я видел информацию о том, что якобы четыре члена Координационного совета написали письмо о якобы фальсификации протокола. Я не понимаю, о чем идет речь. Если кто-то был не согласен с протоколом, почему мне не позвонил? Для меня важно лишь одно: для проведения внешнего независимого аудита есть достаточно оснований. И если идет такое массированное сопротивление, если господин Шевченко организовывает такие публичные акции для срыва проведения аудита, это еще одно подтверждение, что аудит может показать больше нарушений, чем мы даже себе представляем.

Также невероятно подозрительно, что со стороны Владимира Шевченко стали звучать странные утверждения о том, что в Координационный совет были избраны не народные депутаты, как это было ранее. И якобы это неправильно.

Цитирую устав МТСБУ: «9.4. До складу Координаційної ради входять:  – три представника від Верховної Ради України за дорученням Голови Комітету Верховної Ради України, до компетенції якого належать питання з обов’язкового страхування цивільно-правової відповідальності;…».

Если в прошлом созыве Рады туда входили депутаты, которые и крышевали преступные схемы прошлой власти, в том числе по отмыву денег через страхование, то мы обязаны прекратить такую практику. Как вы видите, в уставе черным по белому написано, что речь идет о представителях Верховной рады. И нигде не указано, что это должны быть только народные депутаты. Посмотрите аналогии по назначению представителей Верховной рады в наблюдательные советы госбанков или в Нацраду по телевидению и радиовещанию. Если используются такие манипулятивные аргументы, чтобы сорвать аудит, это показывает, что там что-то так.

Он также распространяет среди журналистов ложь о том, что новые члены Координационного совета якобы не имеют опыта в страховом бизнесе. Это ж вы передаете аргумент представителей Шевченко? Извините, но один из них ранее работал в Нацкомфинуслуг и возглавлял как раз департамент, отвечающий за работу со страховщиками. Кто, как не он, может выявить нюансы коррупционных схем в этой сфере? Он также 5 лет возглавлял крупнейший филиал одной из страховых компаний. Другой член совета возглавлял несколько страховых компаний и работал на этом рынке очень-очень долго. Такие манипулятивные действия Шевченко и его сторонников явно говорят о том, что аудит проводить надо.

Если все в его деятельности в порядке, почему он и силы, которые за ним стоят, развернули настолько мощное противодействие? Зачем они пытаются меня дискредитировать? Это еще раз доказывает, что наши данные о злоупотреблениях имеют реальную почву. Уверен, независимый аудит должен показать реальные масштабы злоупотреблений и неэффективности руководства Моторного бюро.

Также манипуляцией считаю заявления Шевченко, что на заседании Координационного совета 4 марта должны были рассматривать вопрос его отставки. Это неправда. Речь шла лишь о проведении аудита.
Заявления со стороны представителей Шевченко журналисту Forbes о том, что тогда якобы на заседание не допустили журналистов, тоже считаю манипуляцией.

Это был сессионный день. Пленарное заседание затягивалось. Мы точно не знали, когда будет заседание, и будет ли вообще. Заседание переносилось несколько раз. Видимо, поэтому журналисты не смогли туда попасть. Если бы я знал, что будут такие инсинуации, я бы обязательно лично пригласил туда СМИ. Всем известно, что я абсолютно открыт, я постоянно приглашаю журналистов на все заседания Комитета через пресс-службу и лично через свою страницу в Facebook. И я отдельно приглашаю всех желающих на следующее заседание Координационного совета.

Хочу подчеркнуть: мы, как никто другой, заинтересованы в полной прозрачности процесса проверки бюро. Мы заинтересованы навести там порядок, искоренить коррупционные схемы и реально выполнить задачи Координационного совета. Как раз мы рассчитываем на помощь СМИ в деле искоренения коррупции.
Мы также заинтересованы, чтобы рынок ОСАГО развивался, чтобы автомобилисты вовремя и в полном объеме получали возмещение убытков, и чтобы добросовестные страховые компании не платили за чьи-то аферы. 


forbes.ua

Поділитися цією публікацією