17 ключевых изменений новой редакции Закона «Об ОСАГО» №3670

17 ключевых изменений новой редакции Закона «Об ОСАГО» №3670

В Верховной раде Украины 17 декабря зарегистрирован новый проект Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» №3670, говорится на сайте ВРУ. Об этом пишет “Фориншурер“.

В авторский коллектив вошли народные депутаты Сергей Рыбалка, Михаил Довбенко, Игорь Кононенко, Сергей Березенко, Анатолий Матвиенко и Степан Кубив.

Со времени принятия Закона «Об ОСАГО» в 2005 году (и последних изменений в 2012-м) значительно обновились мировая практика, европейское законодательство (имплементация которого является обязательным в соответствии с соглашением об ассоциации Украины с ЕС) и украинское законодательство, а также судебная практика и ситуация в сфере в целом, считают авторы новой редакции Закона №3670.

В течение внедрения Закона также стало очевидно, что большая часть его положений требует системного обновления в соответствии с проблемами в практике его применения и необходимости его приведения его в соответствие с требованиями Директивы 2009/103/ЕС. Поэтому народные депутаты предлагают не вносить точечные изменения, что еще больше усложнит Закон, а изложить весь закон в новой редакции.

Социальную направленность ОСАГО снижают такие явления, как существенное занижение недобросовестными страховщиками стоимости полиса, что приводит к недоформированию страховых резервов и, как следствие, дальнейшей неплатежеспособности таких страховщиков, необоснованные отказы в выплате пострадавшим страховых возмещений или затягивание осуществления выплат, распространенная продажа фальшивых полисов.

В законопроекте предусматриваются изменению путем изложения Закона Украины «Об ОСАГО» и внесения изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях, законы Украины «О страховании», «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» и «О дорожном движении».

17 ключевых аспектов Закона «Об ОСАГО»

1. Повышение лимитов ОСАГО.  Целью Закона является обеспечение возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью и / или имуществу потерпевших в результате ДТП и защиты имущественных интересов страхователей. Такое возмещение должно осуществляться своевременно. Поэтому необходимо поэтапно повысить размеры страховых сумм до уровня стран Европейского Союза.

2. Введение электронного полиса ОСАГО.  Необходимость перехода на электронную форму договора ОСАГО продиктована потребностью в улучшении обслуживания потребителей, снижение затрат страховщиков на заключение договора в бумажном виде, предотвращению страховых мошенничеств, демпинга, заключения договоров «задним числом», злоупотреблений страховых агентов, которые приводят к продаже недействительных полисов, которые учитываются у страховщиков как потерянные или поддельных полисов. Предусмотрен переходный этап, который позволит в течение года после начала действия Закона обеспечить возможность заключения договора ОСАГО как в электронной, так и в бумажной форме. Это даст время для адаптации и приспособления к электронной формы договора как потребителей страховых услуг, так и других участников рынка.

3. Усиление контроля за наличием полиса. Усовершенствовать порядок контроля за наличием договора обязательного страхования, заключенного в электронной форме, предусмотрев, что представители органов контроля имеют право доступа к централизованной базе данных МТСБУ для проверки наличия и действия договора.

4. Дерегуляция и свободные тарифы ОСАГО. Постепенное введение дерегуляции определения страхового платежа, установленного уполномоченным органом к рыночному после перехода к размерам страховых сумм, соответствующих европейским стандартам.

5. Введение прямого урегулирования. Европейский опыт показывает, что система, когда потерпевший обращается за возмещением к своему страховщику, способствует более полному удовлетворению потребностей клиента. Поэтому необходимо ввести в Украине систему прямого урегулирования страховых случаев, при которой страховщик потерпевшего, выполняет обязанности страховщика виновника ДТП (в части осуществления страхового возмещения в связи с повреждением или физическим уничтожением транспортного средства потерпевшего). Дальнейшие взаимоотношения между страховщиком потерпевшего и страховщиком виновного должны регулироваться соответствующим положением, принятым общим собранием МТСБУ. Так как этот вопрос касается хозяйственной деятельности и взаимодействия участников рынка, и с точки зрения дерегуляции целесообразно предоставить право регулировать отношения рынка, а не государству. А следовательно, полное внедрение системы прямого урегулирования как обязательного для всех страховщиков состоится после принятия соответствующего решения Общим собранием МТСБУ.

6. Упрощение процедуры уведомления о ДТП. Усовершенствовать порядок урегулирования страховых случаев путем упрощения процедуры уведомления о ДТП, введение четкой регламентации и временных границ для принятия решения о страховой осуществления страхового возмещения и его выплаты.

7. Изменение регламента оценки ущерба. Регламентировать порядок оценки размера убытков потерпевшего путем введения отчета об ущербе – документа, подтверждающего размер оцененного ущерба в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества и имущественных прав» и Закона Украины «О судебной экспертизе.

8. Повышение ответственности страховщика за затягивание выплат. Повысить ответственность страховщика за нарушение сроков выплаты страхового возмещения (регламентной выплаты) по вине страховщика лицу, имеющему право на получение такого возмещения;

9. Урегулирование механизма осуществления страховых выплат. Урегулировать механизм компенсации страховщиком расходов лица, ответственность которого застрахована.

10. Урегулирование вопроса осуществления регламентных выплат. Определить дополнительные основания для осуществления МТСБУ регламентных выплат по договорам ОСАГО.
МТСБУ обязуется за счет средств фонда защиты потерпевших возмещать ущерб в случаях, если страховщик, потерял членство в МТСБУ с окончанием срока, определенного Законом для принятия решения об осуществлении страхового возмещения, не принял соответствующего решения или принял решение об осуществлении страхового возмещения, но не выплатил его, а также в случае возбуждения производства по делу о банкротстве такого страховщика или если такой страховщик является ликвидированным – для выполнения его обязательств по внутренним договорам страхования.  Такая норма позволит потерпевшему получать страховое возмещение вовремя в случае промедления страховщика или его неплатежеспособности, не дожидаясь годами завершения процедуры банкротства.

11. Урегулирование переуступки прав требований по возмещениям. Уточнить перечень лиц, имеющих право на получение страхового возмещения, и документов, удостоверяющих такое право. Такие изменения направлены на предотвращение злоупотреблений по переуступке прав требования в фонды МТСБУ.

12. Гармонизация страхового законодательства и положений о банкротстве. Гармонизировать положения законов Украины «Об ОСАГО» и «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», а именно: установить обязанность распорядителя имущества и ликвидатора страховщика-должника предоставлять в МТСБУ копии документов, необходимых для проведения регламентных выплат по страховщика, в отношении которого открыто производство по делу о банкротстве, и определить статус МТСБУ как участника в деле о банкротстве страховщика, осуществлявшего ОСАГО.

13. Размер базового гарантийного взноса в национальной валюте. Определить минимальный размер базового гарантийного взноса к централизованному страхового резервного фонда защиты потерпевших в ДТП в размере 5 млн. грн. вместо суммы, эквивалентной 500 тыс. евро, а минимальный размер базового гарантийного взноса в централизованных страховых резервных фондов страховых гарантий – в размере 10 млн. грн. вместо суммы, эквивалентной 1 млн. евро.

14. Функции информационного центра для страхователей на МТСБУ. Имплементировать требования Евродирективы в части создания единого информационного центра, к которому может обратиться любое лицо (безотносительно того, в какой страховой компании она застрахована) с целью консультации и получения информации.  Предлагается предоставить такие права и функции МТСБУ, как саморегулируемой организации участников рынка.

15. Органы управления и контроля МТСБУ. Органами управления и контроля МТСБУ являются: общее собрание членов МТСБУ, общее собрание полных членов МТСБУ, Координационный совет МТСБУ, Президиум и Дирекция. Состав, функции, компетенция, порядок формирования и работы органов управления и контроля МТСБУ определяются Уставом МТСБУ с учетом положений настоящего Закона.

16. Усиление контроля за централизованными резервными фондами МТСБУ. Повысить уровень государственного надзора за соблюдением страховщиками и МТСБУ положений о централизованных страховых резервных фондах путем введения функции Уполномоченного органа утверждать их с последующим юстированием, что даст право Уполномоченному органу контролировать их выполнение. Надзор за использованием средств централизованных страховых резервных фондов и целевого фонда финансирования деятельности МТСБУ осуществляет Координационный совет МТСБУ. Положение о централизованных страховых резервных фондах МТСБУ принимаются президиумом МТСБУ, соглашается с Координационным советом МТСБУ и утверждаются уполномоченным органом.

17. Унификация страховой терминологии и согласование норм Закона. Согласовать терминологию Закона Гражданскому кодексу Украины с учетом судебной практики с целью недопущения неоднозначного трактования норм Закона судами. Структурно согласовать нормы Закона, что сделает его более удобным для применения как страховщиками, так и потребителями страховых услуг, что является чрезвычайно важным, учитывая то, что этот вид страхования касается очень широкого круга лиц.

Принятие указанного проекта Закона обеспечит развитие обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств в соответствии с европейскими стандартами, создаст надлежащие условия для своевременного получения пострадавшими в ДТП возмещения вреда по договорам ОСАГО, а соответственно – повысит качество обслуживания и уровень защиты пострадавших, а также доверие к этому социально-важному виду обязательного страхования.

Напоним, что ранее, 27 ноября в Верховной раде был зарегистрирован Законопроект №3551 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно ОСАГО», разработанный и согласованный страховщиками под авторством народных депутатов Дениса Дзензерского, Максима Полякова, Павла Ризаненко и Александра Жолобецкого.

Что предлагает законопроект №3551:

1. уточняется терминология и среди них понятия «наземное транспортное средство», «страховой полис», а также «страховой сертификат «Зеленая карта»»;

2. меняется расчет сумм страхового платежа и страховой премии;

3. меняется размер страховой суммы за ущерб, причиненный имуществу с 50 тыс. грн. на одного потерпевшего на 1 млн. по одному страховому случаю независимо от количества потерпевших;

4. меняется размер страховой суммы за ущерб, причиненный жизни и здоровью со 100 тыс. грн. на одного потерпевшего на 5 млн. евро по одному страховому случаю независимо от количества потерпевших;

5. уточняются условия заключения и прекращения договора обязательного страхования;

6. вводится прямое урегулирование убытков, которое заключается в том, что пострадавшая сторона будет получать деньги за причиненный ущерб со своей страховой компании на условиях договора о прямом урегулировании убытков, вместо страховой компании виноватого.

7. уточняются процедуры уведомления страховой компании о страховом случае, действия страховой компании и застрахованного лица;

8. уточняются задачи МТСБУ, а также случаев, когда именно они проводят выплаты потерпевшим

Было еще два законопроекта об ОСАГО, которые не прошли

Как сообщал Фориншурер, Комитет Верховной Рады по финансовой политике и банковской деятельности отправил на доработку законопроекты №2122а и №2122а-1, предусматривающие ликвидацию президиума МТСБУ и передачу полномочий президиума координационному совету бюро. Соответствующее решение комитет принял на заседании 15 сентября.

За рассмотрение законопроекта №2122а о внесении изменений в закон об ОСАГО в первом чтении, большинством инициаторов которого являются представители Радикальной партии, проголосовал один депутат — Сергей Рыбалка.

За законопроект №2122а-1, инициированный представителями “Блока Петра Порошенко”, проголосовали два члена комитета.

В ходе заседания депутаты высказывались за необходимость разработки единого законопроекта с учетом предложений страхового рынка.

— “Коордсовет — это надстройка, которая не нужна Моторному бюро. Вообще, МТСБУ — общественная саморегулирующаяся организация. Над ней сегодня есть регулятор в лице Нацкомфинуслуг, который контролирует ее действия”, — отметил глава подкомитета Рады по вопросам страховой деятельности Александр Жолобецкий (фракция “БПП”).

По словам члена финансового комитета Павла Ризаненко, депутаты не должны входить в состав координационного совета МТСБУ, поскольку это не предусмотрено законодательством, а допускается лишь уставом бюро. 

forinsurer.com

Поділитися цією публікацією