В Украине вскоре появится новый страховщик «Авто-Гарант»

В Украине вскоре появится новый страховщик «Авто-Гарант»

Миноритарный
акционер компании «Гарант-Авто» Юрий Лахно возглавил страховую компанию
«Велтлинер» и до конца марта может стать ее совладельцем, пишет “Капитал”.

«Да,
я был назначен гендиректором этой компании», – подтвердил «Капиталу» информацию
о назначении Юрий Лахно. Покупку акций страховщика он не комментирует, так как
сделка еще не закрыта.

Не
бизнес-проект

Компания
«Велтлинер» (бывшая страховая компания «Европейский мир») основана в 1997 году.
В 2007 году провела ребрендинг. Имеет 28 лицензий. На страховом рынке считают,
что «Велтлинер» в 2015 году ждет еще один ребрендинг. Не исключено, что
компания получит новое название «Авто-Гарант», созвучное названию компании
«Гарант-Авто», которую Юрий Лахно создавал и возглавлял больше 20 лет. В эту
компанию может перейти и большинство сотрудников «Гарант-Авто» – компании,
которая много лет была лидером страхового рынка Украины. По данным Insurance
TOP в 2013-м «Гарант-Авто» занимала 19 место в ренкинге, собрав почти 250 млн
грн премий. В 2014-м страховщик перестал делать выплаты клиентам.

«По-человечески
могу понять Юрия Лахно – ему трудно смириться с ситуацией вокруг «Гарат-Авто» и
он хочет спасти хотя бы часть коллектива этого страховщика. Так что этот проект
трудно назвать бизнесовым», – считает президент Украинской федерации
страхования Андрей Перетяжко. При этом, по его словам, не исключено, что
«Велтлинер» под руководством Лахно может стать средней по размеру компанией и,
пережив кризис, успешно продаться на растущем рынке.

Двойной
гамбит

Опыт
подобной продажи у Юрия Лахно уже есть – в 2006 году он и его бизнес-партнер
Тариэл Васадзе продали контрольный пакет «Гарант-Авто» австрийской Generali Vienna Group за
$ 88 млн. Австрийцы не сумели построить эффективный страховой бизнес в Украине
и в 2009 году вернули страховщика прежним собственникам.

В
начале 2014-го «Гарант-Авто» была продана повторно структуре, близкой к
совладельцу украинского CityCommerce Bank Рэйнису Тумовсу (20 ноября 2014-го
НБУ признал этот банк неплатежеспособным, поскольку тот долгое время не
рассчитывался с вкладчиками). Юрий Лахно остался миноритарным акционером.

Эксперты
страхового рынка надеялись, что сделка пойдет компании на пользу. На практике
все получилось с точностью до наоборот. Страховщик начал хуже рассчитываться с
клиентами. Рост задолженности перед гарантийными фондами МТСБУ и
страхователями, в том числе по «автогражданке», привел к тому, что в конце
декабря 2014-го «Гарант-Авто» исключили из МТСБУ, запретив продавать полисы
ОСАГО и «Зеленая карта».

Провальный
план

По
данным анонимного источника «Капитала» в компании, на начало 2015 года в
«Гарант-Авто» числилось 125 сотрудников (включая работников филиальной сети),
тогда как на начало 2014-го их было около 700. «Люди массово начали уходить из
компании в октябре, после того, как стало понятно, что план финансового
оздоровления, подписанный страховщиком с Нацкомфинуслуг, никто не собирается
выполнять», – говорит источник. По этому плану, собственник «Гарант-Авто»
должен был инвестировать в компанию до октября свыше 20 млн грн, но выполнил
условия менее, чем на треть.

Отсутствие
финансирования привело к росту задолженности страховщика перед клиентами,
партнерами и сотрудниками – последние выплаты компания осуществила в декабре
2014-го, в том числе и по зарплатам. С 5 января набсовет страховщика принял
решение распуститься. А в начале февраля уволился и предправления «Гарант-Авто»
Борис Онищенко. «Согласно внутренним документам компании, правление не имеет права
осуществлять хозяйственную деятельность без одобрения набсовета. Я даже договор
не мог подписать самостоятельно», – сообщил Борис Онищенко, отказавшись
комментировать ситуацию с «Гарант-Авто». «Единственное, что могу сказать –
информацию о том, что работа страховщика заблокирована из-за действий
набсовета, я еще зимой направил акционерам, в Нацкомфинуслуг, МТСБУ,
прокуратуру и МВД. Ответ пока ниоткуда не получил», – сказал Онищенко.

Регулятор
ищет

«В
нынешней ситуации, когда страховой рынок «падает», единственное, что может
спасти страховщика – быстрые действия регулятора по вводу временной
администрации в компанию и сохранение оставшихся активов страховщика», –
считает Андрей Перетяжко. Он не знает, какая в «Гарант-Авто» финансовая
ситуация, но предполагает, что ликвидных активов у компании уже не осталось.
Хотя, по оценкам экспертов у «Гарант-Авто» на сегодняшний день может быть около
90 млн грн обязательств и почти 105 млн грн активов, в том числе 104,5 млн грн
– в виде недвижимости и 0,5 млн грн – в виде транспортных средств (по курсу
гривни 2013 года).

Ввод
ВА прогнозировали и в феврале 2015-го. Но Нацкомфинуслуг не предприняла этой
меры воздействия к страховщику до сих пор. «Работа над этим вопросом ведется»,
– сообщил член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб, отказавшись назвать сроки введения
временной администрации в «Гарант-Авто».

capital.ua

Поділитися цією публікацією