Владельцам кредитных авто придется заново покупать КАСКО

Владельцам кредитных авто придется заново покупать КАСКО

Владельцам кредитных авто придется заново покупать такие недешевые полисы каско (в среднем 7-10% стоимости авто) — до окончания срока действия старых страховок, если после 28 июня их страховой компании приостановят действие лицензии, уверяют юристы. А всем остальным можно не переживать: даже без лицензий их СК должны будут осуществлять выплаты по полисам, которые они продали до 28 числа. Это очень важная дата для страхового рынка, поскольку вступит в силу закон «О лицензировании хозяйственной деятельности», пишут “Вести”.

Россиянам — не более 10%

Как писали «Вести», указанные изменения в закон подразумевают лишение лицензий финансовых компаний (за исключением банков), если обнаружится, что «решающее влияние» на их деятельность оказывают «резиденты страны-агрессора». То есть, если в компании есть акционеры с российской юрисдикцией и долей в капитале более 10%.

Таких компаний на нашем рынке предостаточно, но большинство из них — игроки фондового рынка, включая две из трех крупнейших в стране бирж — ПФТС и Украинскую биржу, что рядовых граждан в подавляющем большинстве мало обеспокоило. А вот вероятность, что без лицензии окажутся несколько крупных страховых компаний — наоборот, очень даже взволновала.

Как известно, среди потенциальных кандидатов «на выход» назывались, в частности, «Провидна», «ИНГО-Украина» и «Просто-Страхование», которые мало того, что собирают почти 10% взносов от общего объема реального рынка страхования, но и входят в 20-ку лидеров «автогражданки» — обязательного вида страхования. А в нормативных документах Моторного транспортного страхового бюро не указано, что оно обязано платить компенсацию при выводе страховщика с рынка по политическим мотивам.

К тому же, шум подняли автовладельцы кредитных машин, у которых наличие каско является обязательным условием по кредиту, и которым, соответственно, совершенно не с руки покупать новый полис, если банк этого потребует после аннулирования лицензии актуального страховщика.

И механизмов по выводу с рынка компаний, у которых действуют «длинные» договора, как в страховании жизни, в нашем законодательстве тоже не предусмотрено. А по состоянию на конце 2014 года такие полисы имело более 1,2 млн. украинцев, заплативших за них около 1,2 млрд. грн.

Так что «Вести» взялись разобраться, чем грозит людям аннулирование лицензии, насколько оно вероятно и как быстро произойдет.

В офшор или в банкроты

Как оказалось, этого пока до конца не понимают даже уполномоченные органы, включая Нацфинуслуг (регулятора, выдающего лицензии на работу). Поэтому надеются, что «русские хвосты» до пятницы просто будут подчищены компаниями самостоятельно и никому ничего аннулировать не придется. Этим компаниям уже предложили по-хорошему в течение месяца вывести из состава акционеров, набсовета и правления россиян.

Как считают опрошенные «Вестям» эксперты, «выход» будет чисто формальным: компании просто перекинут на офшоры, поскольку продать российские пакеты сейчас нереально, даже если бы сроки не поджимали. Есть и другой вариант. «Акционеры и руководство по-тихому обанкротят компанию, выведут активы. Причем постараются сделать это как можно быстрее (за 1-2 месяца), до того, как Нацкомфинуслуг введет временную администрацию. В результате останется «пустышка» без активов и большим количеством недовольных клиентов и потерпевших», — допускает предправления СК «Саламандра-Украина» Роман Маленко

А за что хвататься Нацфинуслуг, если условие об «обрубании хвостов» не будет выполнено, должен разъяснить Минюст, куда регулятор по этому поводу обратится после вступления закона в силу. «С одной стороны, мы должны выполнять нормы закона и применить санкции к компаниям, у которых есть российские акционеры. С другой — лишение их лицензий может пошатнуть страховой рынок. Очень важно соблюсти баланс», — объяснил позицию комиссии член Нацфинуслуг Александр Залетов.

Тянуть до последнего

Пока же юристы призывают клиентов СК не паниковать: процедура аннулирования лицензии страховой компании на основании установления факта контроля (решающего влияния) за деятельностью лицензиата лиц других государств, осуществляющих вооруженную агрессию против Украины, состоит из четырех этапов, каждый из которых при желании можно растянуть.

«Начнем с того, что сроки проверки наличия контроля не определены, как и само определение контроля сформулировано в законе достаточно расплывчато. Количественный и качественный состав проверяющей комиссии также не определен», — перечисляет адвокат АК «Юридические традиции» Татьяна Батюсь.

Но если все же удастся доказать, что такой контроль существует, комиссия Нацфинуслуг должна составить акт о нарушении лицензионных условий. На основании этого акта регулятор в течение пяти дней должен выносит решение об аннулировании лицензии, которое, в свою очередь вступает в силу через 30 календарных дней.

В это время пострадавшая сторона имеет право подать апелляцию в Экспертно-апелляционным советом по вопросам лицензирования, который имеет 10 дней времени на принятие или отклонение апелляции. Если возражения отклоняются, начинается отсчет очередных 30 дней, после который лицензию аннулируют.

И это еще не все. Решение Экспертно-апелляционного совета можно обжаловать в суде, а процесс обжалования может растянуться на неопределенное время.

Но самое главное: даже если в результате всех перипетий лицензия страховой компании все же будет аннулирована, это не освобождает компанию от выполнения обязательств перед клиентами.

Заплатить обязаны

«Новый закон не рассматривает отдельно вопрос об аннулировании лицензий страховых компаний и порядок выплаты страхователям возмещений, а закон «О страховании» определяет лишь последствия ликвидации или реорганизации СК и не уделяет внимание аннулированию лицензии, — уточняет Татьяна Батюсь. — А из общих принципов гражданского и хозяйственного законодательства Украины следует, что компания, чью лицензию аннулировали, не сможет заключать новые договоры страхования и вносить изменения в действующие договора. Однако обязательства такой компании по заключенным ранее договорам не прекращаются, то есть выплаты страховых возмещений должны проводиться в полном объеме, в том числе за счет резервных фондов страховщика».

Аналогичное положение, по ее словам, содержат лицензионные условия осуществления обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств: «Остановка, ограничение действия или аннулирование (отзыв) лицензии не освобождает страховщика от обязанности выполнения заключенных договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Об этом, кстати, регулярно напоминает МТСБУ, исключая компании из числа своих членов и лишая права продавать новые полисы автогражданки.

Но если лишенная лицензии СК просто откажется выплачивать клиенту положенное возмещение, Моторка здесь не поможет.

Банки могут заупрямиться

Может не повезти также заемщикам, имеющим кредиты на авто. «В кредитных договорах обычно содержится оговорка, что в случае банкротства, прекращения деятельности или аннулирования лицензии СК, заемщик обязан застраховать свой автомобиль в платежеспособной СК и, как правило, аккредитованной банком», — говорит Татьяна Батюсь.

В случае невыполнения данного условия банк получает право на расторжение кредитного договора и требования досрочного погашения кредита.

vesti-ukr.com

Поділитися цією публікацією