В Одессе состоялся ХХІ Международный финансовый форум. НБУ представил итоги и своё видение развития страхового рынка
В Одессе состоялся ХХІ Международный финансовый форум. Мероприятие объединило представителей рынков финансовых услуг, парламента, правительства и ученых. Круг тем для дискуссии – от общего состояния финсектора в Украине к проблемам и перспективам бизнеса в сфере страховых и финансовых услуг.
Как и всегда, в атмосфере профессионального общения ключевых игроков финансовых рынков участники обсудили актуальные вопросы состояния бизнеса, оценили прогнозы тенденций относительно будущих макроэкономических показателей и вызовов с целью определения оптимальных моделей рыночного поведения. Были подняты такие важные темы, как анализ этапов Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, изменения законодательного поля для финансового и страхового бизнеса под регуляторным контролем НБУ, сравнение основных показателей и динамик работы рынка, макроэкономические прогнозы, новые организационные и технологические решения, способствующие развитию бизнеса, а также изменения трендов и тенденций на мировых финансовых рынках.
За два рабочих дня Форума прошли сессии «Состояние финансового сектора экономики Украины. Стратегия развития» и «Главные акценты, проблемы, ожидания и перспективы бизнеса на финансовом рынке в Украине».
Эксперты Национального банка приняли активное участие в нескольких тематических сессиях. Особое внимание присутствующих было приковано к работе НБУ на рынке небанковских финуслуг, регулятором которого он стал чуть больше года назад.
Открывая форум, заместитель Председателя НБУ Сергей Николайчук подчеркнул, что в течение этого года Национальный банк активно сотрудничает с депутатами для обеспечения законодательной основы функционирования сектора, которая позволит обновить рынок небанковских финуслуг, который до сих пор работал по устаревшими законами.
Так, в 2021 году были приняты законы, регулирующие деятельность коллекторов, операции финансового лизинга и вопросы страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой. Еще три ключевых “небанковских” законопроектов («О финансовых услугах и финансовые компании», «О страховании» и «О кредитных союзах») были приняты парламентом в первом чтении и готовятся ко второму.
«Приоритет Национального банка – обеспечить прозрачность на небанковском рынке. Это возможно осуществить благодаря внедрению обновленных лицензионных требований к участникам рынка, повышению стандартов корпоративного управления, совершенствованию методологического обеспечения. Начальный этап большого и ответственного пути трансформации рынка небанковских финуслуг и приближения его к мировым стандартам пройден. Однако впереди еще много работы», – отметил Сергей Николайчук.
2021-й год стал для страхового бизнеса годом трансформаций, законодательных изменений и определенных вызовов после передачи в 2020 году НБУ функций регулирования рынка небанковских финансовых услуг.
Об изменениях, которые произошли за этот год на страховом рынке и показатели, с которыми он проходит свою трансформацию, рассказала Ирина Сиренко, начальник управления надзора за страховым рынком Департамента надзора за рынком небанковских финансовых услуг Национального банка Украины.
Можно выделить несколько ключевых тенденций. Продолжается выход неплатежеспособных страховщиков с рынка. По состоянию на 15 сентября 2021 на страховом рынке работает 169 страховщиков, 17 из которых являются компаниями по страхованию жизни. С июля 2020 страховой рынок уменьшился на 46 страховщиков или на 21%. Из них только 8 компаний были выведены с рынка принудительно вследствие применения меры воздействия, остальные страховщиков сдали лицензии по собственному заявлению. Сегодня все страховщики, включенные в реестр, имеют действующие лицензии.
Несмотря на уменьшение количества страховщиков, все основные показатели продемонстрировали прирост. Так, в июле 2020 года сумма страховых премий составила 21 млрд грн, тогда как в июле 2021 года этот показатель вырос до 24,8 млрд грн. Страховые выплаты в июле 2021 года выросли до 8,7 млрд грн.
Страховые резервы в июле 2021 года составили 35 млрд грн. Приемлемые активы 51,5 млрд грн.
Страховой рынок Украины вернулся к нормальной деловой активности и адаптировался к работе в условиях карантина. Общие премии в 1 полугодии 2021 года выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили 24.78 млрд грн. Объем выплаченных страховых возмещений за 6 месяцев 2021 в целом на рынке вырос на 20%, а в рисковом сегменте страхования – на 46,6%. Уровень выплат составил 35%.
Также наблюдаются качественные изменения в отношении активов страхового рынка, в частности сокращение дефицита приемлемых активов за период.
Концентрация страхового рынка в течение I полугодия 2021 не претерпела существенных изменений по сравнению с прошлым годом. 90% страховых премий за 6 месяцев 2021 сконцентрировано в 60 страховщиков (50 страховщиков с рынка non-life и 10 страховщиков с рынка life). Более 50% страховых премий от физических лиц non-life сконцентрировано у 10 страховщиков.
В целом рынок страхования жизни имеет высокую концентрацию – на 5 страховых компаний приходится 90,6 резервов по страхованию жизни.
87% страховщиков-лицензиатов придерживаются требований к платежеспособности и финансовых нормативов. Дефицит приемлемых для активов уменьшился с 2.75 млрд грн до 0,9 млрд грн (в 3,2 раза), а дефицит приемлемых активов уменьшился с 0.6 млрд грн до 0.1 млрд грн (в 6 раз).
В Украине небанковский финансовый сектор может сыграть значительную роль в повышении доступности финансовых услуг для граждан. Однако для этого нужно провести большую работу – повысить платежеспособность игроков, обеспечить надлежащие условия для инновационного развития сектора, существенно повысить защиту прав потребителей финуслуг, приняв ряд новых требований. Об этом были доклады на форуме директора Департамента стратегии и развития НБУ Арсена Макарчука и начальника Управления защиты прав потребителей финансовых услуг НБУ Ольги Лобайчук.
Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года имеет немалый акцент именно на развитии рынков небанковских финуслуг. Среди приоритетов Национального банка – повышение проникновения небанковских финансовых и страховых услуг, создание возможностей для их дистанционного получения, внедрение европейских стандартов деятельности, а также создание системы гарантирования вкладов для членов кредитных союзов и выплат по страхованию жизни.
К 2025 году планируется достичь проникновения небанковского кредитования на уровне не менее 3% от ВВП, а проникновение страхования – на уровне не менее 2% от ВВП.
Среди задач также повысить долю страхования жизни в общем объеме чистых страховых премий (до менее 20% в 2025 году с сегодняшних 12%) и повысить долю онлайн-договоров ОСАГО (до 100% с сегодняшних около 50%).
“Самыми болезненными” для граждан с точки зрения защиты их прав остаются два сегмента небанковского рынка – финансовые компании, которые кредитуют, и коллекторские компании, которые регулируют просроченные долги. Именно эти учреждения требуют первоочередного внимания регулятора.
Национальный банк планирует принять ряд новых требований по защите прав потребителей – пользователей услуг небанковских финучреждений. Так, появятся требования к раскрытию небанками информации о кредитах в рекламе и на сайтах, а также дополнительные требования к договорам (в частности онлайн-договоров). Также в 2021 году Национальный банк планирует обсудить дополнительные требования к этического поведения коллекторов и финансовых компаний, чтобы исключить обнаружены неэтичные практики.
Следующий приоритет – требования к страховым компаниям для защиты прав потребителей, которые планируются в 2022 году.
О текущих и предстоящих изменениях в регулировании рынков небанковских финуслуг рассказали Сергей Савчук, заместитель директора Департамента методологии регулирования деятельности небанковских финучреждений НБУ, и Леся Бурбель, начальник управления методологии регулирования страхового рынка указанного департамента.
Сергей Савчук выделил три важные составляющие работы НБУ в этом направлении.
Во-первых, существенное обновление процедур лицензирования и регистрации небанковских финансовых учреждений. В частности, изменениями предусматривается одновременно осуществлять государственную регистрацию финансового учреждения и выдаче ей лицензии на предоставление финансовых услуг, что существенно ускорит и упростит процесс выхода на рынок.
Как известно, на сегодня финансовое учреждение, которое хочет выйти на рынок, сначала должно зарегистрироваться и только потом отдельно обратиться за получением лицензии, что приводит к ряду неудобств и длительных сроков начала оказания услуг.
Во-вторых, акцентирование на прозрачности рынка небанковских финуслуг и, как следствие, особое внимание будет уделяться деловой репутации. НБУ будет оценивать деловую репутацию владельцев, руководителей, главных бухгалтеров, а также внутренних аудиторов, главных комплаенс- и риск-менеджеров небанковских финучреждений по соблюдению законодательства и общественного порядка, выполнения финансовых обязательств, профессиональной деятельности и тому подобное.
В-третьих, важной задачей регулятора является обеспечение устойчивости рынка. Так, Национальный банк планирует обновить требования к оценке финансового состояния участников рынка, в частности в части подтверждения источников происхождения средств и платежеспособности финансового учреждения. Кроме того, Нацбанк разработал концепции по построению систем корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля в небанковских финансовых учреждениях и небанковских финансовых группах. Сейчас началось их общественное обсуждение.
Леся Бурбель также напомнила, что обнародовано еще несколько важных проектов требований. Прежде всего это требования для допуска страховщиков к деятельности по страхованию сельскохозяйственной продукции с господдержкой, а также определен порядок перестрахования для нерезидентов. Кроме того, обнародованы к обсуждению порядок и условия регистрации страховых (перестраховочных) брокеров, а обновленные квалификационные требования к актуариям планируются к публикации в ближайшее время. Также ведется активная работа в направлении выработки концептуальных законодательных изменений в сфере страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и ядерного страхования.