Ключевые направления, которые помогут страховщикам конкурировать на страховом рынке
В новом отчете McKinsey аналитики предупредили, что прибыль страховой отрасли показывает стагнацию из-за давних экономических проблем.
Изучая отрасль после пандемии COVID-19, McKinsey приходит к выводу, что половина страховых компаний во всем мире не обеспечивает рентабельность собственного капитала (ROE) своим инвесторам на достаточном уровне, а половина игроков несет убытки.
Влияние пандемии на страховщиков было отчетливо заметно в 2020 году, когда разразился COVID и рост премий замедлился с более чем 4% в год до всего 1,2%, а прибыль упала на 15%.
Снижение прибыли было особенно заметно в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где страховщики получили снижение на 36%.
Но, помимо пандемии, McKinsey утверждает, что страховщики также испытывают давление из-за нескольких других долгосрочных тенденций. В первую очередь это сбои, вызванные страховыми технологиями, более 40% из которых нацелены на сегменты маркетинга и продаж в цепочке создания стоимости страхования.
Обладая новыми цифровыми возможностями, страховые технологические платформы представляют собой конкурентную угрозу для традиционных страховых компаний, а это означает, что страховщикам все чаще приходится формировать партнерские отношения или инвестировать в свое развитие, чтобы не отставать от иншуртехов и неостраховщиков.
McKinsey также видит явное смещение ценности в сторону страховых посредников, а это означает, что страховщики рискуют стать просто поставщиками услуг, в то время как посредники сохранят модель отношений с клиентами напрямую.
И хотя многие страховые компании стараются снижать затраты, McKinsey считает, что им удалось добиться лишь ограниченного повышения эффективности работы.
Аналитики рекомендуют страховщикам сосредоточиться на ряде стратегических направлений для улучшения бизнеса в будущем.
К ним относятся включение аспектов ESG в основу бизнес-моделей, восстановление актуальности за счет инновационных продуктов и покрытия новых рисков, а также расширение и персонализация взаимодействия с клиентами и их опыта.
McKinsey также призывает страховщиков лучше взаимодействовать с экосистемами и страховыми технологиями, адаптировать бизнес-модели к цифровым требованиям, расширять возможности данных и аналитики, модернизировать основные технологические платформы и решать задачи повышения производительности.
«За последние два года COVID-19 ускорил некоторые тенденции, которые наверняка изменят способ заключения договоров, продаж и управления страховыми рисками. В то же время некоторые проблемы, которые бросали вызов отрасли в последнее десятилетие, никуда не делись, а сложность макроэкономической среды возросла», — говорится в отчете McKinsey.
«Рост доходов ограничен в большинстве регионов, страховые посредники получают больше прибыли, экономия за счет масштаба оказывается незначительной, а производительность довольно стагнирует. В результате экономическая прибыль, то есть прибыль после стоимости капитала, в страховой отрасли практически остановилась».
Чтобы сформировать стратегию, направленную на решение проблем этого периода интенсивных потоков, страховщикам необходимо будет сосредоточить внимание на национальном рынке.
Страховщики, которые могут разработать четко определенную бизнес-модель и воспользоваться преимуществами тенденций, вызванных глобальной пандемией, могут возобновить рост, повысить производительность по многим параметрам и обновить себя за счет создания стоимости, обеспечив себе лидирующие позиции в отрасли.