Благодаря вмешательству Нацкомфинуслуг страховщики в 2016 году доплатили страхователям более 118 млн. грн.
Приоритетным направлением работы Нацкомфинуслуг является усиление системы защиты прав и законных интересов потребителей небанковских финансовых услуг благодаря рассмотрению обращений граждан.
В течение 2016 года Регулятор рассмотрел 6245 обращений. По сравнению с соответствующим периодом 2015 году количество обращений увеличилось на 270 обращений (5975 обращений).
Наиболее актуальные вопросы, поднимаемые гражданами в обращениях – это соблюдение законодательства в сфере предоставления страховых услуг – 75% (4660 обращений) от общего количества обращений.
Большинство обращений от страхователей и потерпевших поступило по вопросам: нарушения сроков выплаты или уменьшения суммы страхового возмещения, отказа в выплате пени за несвоевременное страховое возмещение, безосновательный отказ страховой компании в выплате возмещения, определения размера возмещения расходов, связанных с повреждением транспортного средства, с нарушением порядка, установленного законодательством.
Учитывая, что 75% обращений касаются страхового рынка, Нацкомфинуслуг уделяет особое внимание решению поставленных в обращении вопросов по обеспечению соблюдения требований законодательства и защиты прав потребителей страховых услуг, говорят в Комиссии.
Для решения указанных вопросов в 2016 году Нацкомфинуслуг приняты следующие меры:
1. Направлены комплексные требования о предоставлении информации о кредиторской задолженности по договорам страхования перед страхователями, составлены соответствующие акты о правонарушении. Заявленная (подтвержденная) страховщиками кредиторская задолженность по договорам страхования перед лицами, имеющими право на получение страхового возмещения составила 27,4 млн. грн.
2. Проведены встречи с руководством страховых компаний по факту поступления информации.
3. Отработано и принято два решения об утверждении плана финансового оздоровления страховых компаний.
4. Проведена работа по выявлению возможных злоупотреблений на страховом рынке и направлены письма в правоохранительные органы для соответствующего реагирования.
5. Разработаны критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности в сфере рынков финансовых услуг и регулируется периодичность плановых мероприятий государственного надзора, в основу которых положены показатели количества жалоб потребителей финансовых услуг.
6. Налажено сотрудничество между Нацкомфинуслуг и Фондом государственного имущества Украины, целью которой является усиление защиты прав потребителей финансовых услуг в части осуществления независимой оценки имущества.
По результатам проверок указанных отчетов (заключений) установлено, что около 90% отчетов (заключений), направленных Нацкомфинуслуг, оказалось, что они не в полной мере соответствуют требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества и имеют значительные недостатки, которые повлияли на достоверность оценки, но могут использоваться после исправления указанных недостатков, а также не соответствуют требованиям нормативно-правовых актов по оценке имущества, являются некачественными и не могут быть использованы.
По результатам рассмотрения обращений граждан в 2016 году составлено 394 акта о правонарушениях, совершенных на рынке финансовых услуг, в т.ч. 338 – по страховым компаниям, 37 – по кредитным союзам, 8 – по другим кредитных учреждениях, 9 – по финансовым компаниям, 2 – по юрлицам, которые не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги.
По результатам предпринимаемых мер воздействия к финансовым учреждениям, только по страхователям при содействии Нацкомфинуслуг общий объем выплат страхового возмещения составил около 118 млн. грн. (для сравнения в 2015 году выплачено 68,6 млн. грн.), что является объективным индикатором эффективности надзорных действий Нацкомфинуслуг как регулятора финансовых услуг на рынке небанковских финансовых учреждений.