Стоимость не застрахована от повышения

Стоимость не застрахована от повышения

Моторное (транспортное) страховое бюро предложило регулятору страхового рынка вновь повысить стоимость автострахования, чтобы не допустить ухудшения платежеспособности игроков рынка. Источники “Ъ” оценивают повышение стоимости полисов в 30-50%. Однако не все считают это целесообразным, ведь рост тарифов позволит выжить страховщикам, которые не в состоянии осуществлять выплаты.

Сегодня комитет по тарифной политике Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ) планирует рассмотреть вопросы введения новых тарифов по ОСАГО, а также нового механизма урегулирования убытков, аналогичного тому, который с 2013 года действует на рынке “зеленой карты”. Координационный совет МТСБУ утвердил проект тарифов в конце декабря и в начале января направил его на утверждение Нацкомиссии, осуществляющей госрегулирование в сфере рынков финансовых услуг. “Предлагается повысить базовый платеж со 180 грн до 320 грн (на 77,8%.—”Ъ”)”,— сообщил “Ъ” источник, близкий к МТСБУ. Одновременно изменятся корректирующие коэффициенты в зависимости от размера населенного пункта, стажа, автомобиля. “Мы подсчитали, что с учетом новых коэффициентов стоимость полиса в среднем вырастет на 30-50%”,— добавил собеседник “Ъ”.

В МТСБУ больше недели обещали пояснить необходимость этих изменений, но так и не нашли возможности сделать это. В Нацкомфинуслуг сообщили “Ъ”, что прокомментируют инициативу МТСБУ только после того, как члены комиссии рассмотрят ее. Источник, близкий к комиссии, сообщил “Ъ”, что регул
ятор уже начал изучение тарифов. Последний раз стоимость полисов ОСАГО менялась два с половиной года назад — 30 августа 2010 года было решено снизить базовый платеж с 291 грн до 180 грн. Однако корректирующие коэффициенты были повышены в 2-3 раза, из-за чего стоимость полисов ОСАГО выросла на 50-60%. Тогда чиновники объясняли необходимость повышения цен двукратным ростом лимитов ответственности по ущербу транспортному средству (50 тыс. грн) и ущербу жизни и здоровью пострадавших (100 тыс. грн).

Через год был введен европротокол, а спустя еще год — принят новый механизм расчета выплат по ущербу здоровью и жизни потерпевших в ДТП. Если сейчас, при лимите в 100 тыс. грн, страховые компании (СК) платят в среднем 5-6 тыс. грн, то новый механизм должен поднять эту планку в разы. Поэтому ожидается, что доля таких выплат должна вырасти с 2% до 20% общего объема страхового возмещения. Новый механизм, который начнет работать 5 февраля, приведет к росту выплат по ОСАГО с 1,07 млрд грн до 1,4 млрд грн, подсчитали в МТСБУ. В то же время премии увеличатся всего на 90 млн грн — до 2,49 млрд грн. Поэтому в МТСБУ и предложили поднять тарифы.

Часть страховщиков поддерживает подорожание полисов. “Решение повысить тарифы вызвано объективными причинами: помимо роста выплат необходимо учитывать и инфляцию”,— говорит председатель правления СК “Глобус” Владимир Ганчак. В МТСБУ подсчитали, что средняя сумма выплаты по ОСАГО вырастет с 9,23 тыс. грн до 11,5 тыс. грн. “Бороться с демпингом тоже нужно: заниженные тарифы и высокие комиссионные агентам съедают резервы страховщиков. Работать в этих направлениях нужно параллельно, одно другому не мешает”,— уверен господин Ганчак.

Другие страховщики считают, что повышение тарифов не решит проблему демпинга и затягивания выплат некоторыми СК. “Нет необходимости повышать цены на ОСАГО в связи с увеличением выплат по жизни и здоровью. У нас доля таких выплат в общем объеме выплат по ОСАГО составила всего 1,64%. Если после вступления в силу закона этот показатель вырастет в два, три или даже пять раз, он все равно останется намного ниже, чем выплаты за ущерб имуществу третьих лиц. Учитывая этот факт и то, что автомобили страдают в ДТП гораздо чаще, чем люди, мы не ожидаем, что рост выплат по жизни и здоровью существенно повлияет на выплаты”,— говорит начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Allianz Украина” Александр Яременко. При этом количество ДТП постоянно растет: только в Киевской области за 10 месяцев 2012 года количество ДТП увеличилось на 14% — до 8,5 тыс. (1462 человека получили травмы, 309 погибли).

К тому же и сейчас СК могут повышать стоимость полиса ОСАГО за счет коэффициентов, но многие еще вначале при расчете тарифа выбирают его минимальные значения или предлагают клиентам высокие скидки. “Есть смысл отложить повышение цен до тех пор, пока такие компании не уйдут с рынка”,— сказал глава одной из крупных СК. За два года с момента повышения тарифов права продавать свои полисы ОСАГО лишились как минимум пять СК: “Райп”, “Интертрансполис”, “Добробут”, Городская страховая компания, Украинская экологическая страховая компания.

Поділитися цією публікацією