“Автогражданка” пошла на спад
В январе усилилось падение продаж в сегменте “автогражданки”, начавшееся в конце минувшего года. Объем привлеченных страховых премий упал на 9,2%. Лишившись денежных поступлений, страховщики на столько же сократили и выплаты. По итогам года возможен нулевой рост рынка, что приведет к его перераспределению между крупнейшими игроками.
Падение рынка “автогражданки”, которое началось в августе минувшего года, в январе усилилось. Если в декабре темпы сокращения страховых премий составили 6,5%, то в январе они увеличились до 9,2%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), СК заключили 623 тыс. договоров (-5,4%), по которым получили 178,2 млн грн. Это меньше 196,3 млн грн, привлеченных в январе 2012 года (тогда — рост на 4,2%). Одновременно страховщики снизили на 9,2% выплаты (до 68,66 млн грн), урегулировав 7,6 тыс. страховых случаев (-8,9%).
В МСТБУ уменьшение количества заключенных договоров и полученных премий объясняют изменением закона об ОСАГО. “С 19 декабря 2011 года договоры обязательного страхования заключаются на один год (ранее можно было покупать полисы вплоть до 15 дней.—”Ъ”)”,— пояснили в пресс-службе. Однако более логичной выглядит аргументация страховщиков: СК советовали клиентам заключать договоры после 5 февраля, чтобы к ним применялись новые правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. На объем привлеченных премий, по словам начальника отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Allianz Украина” Александра Яременко, повлияло и использование системы “бонус-малус”, предусматривающей удешевление страхования за счет безубыточности.
К тому же в последние месяцы сразу несколько компаний, которые вели активную работу на рынке ОСАГО, например “Добробут”, “Райп” и Городская страховая компания, ушли с него. А с ноября МТСБУ перестало выдавать новые бланки полисов компании “Лафорт”. Рэнкинг МТСБУ свидетельствует о том, что некоторых компаний, входящих в топ-10 по объему премий, нет в лидерах по выплатам, например “Лафорт” (восьмое место по премиям в 2012 году) и “Днепроинмед” (шестое).
Один из участников рынка говорит, что на самом деле в январе количество заявленных страховых случаев у всех страховщиков выросло суммарно почти на 1 тыс., до 9,66 тыс. “Отчасти это вызвано плохим состоянием дорог, в результате чего количество ДПТ выросло”,— говорит генеральный директор СК “Наста” Павел Литвин. При этом рост с 1 января максимального размера выплат по “европротоколу” с 10 тыс. грн до 25 тыс. грн не увеличил объемы выплаченных возмещений.
За полтора года “европротокол” так и не стал популярным. “По итогам 2012 года доля случаев, урегулированных по нему, составила 4% от общего количества зарегистрированных заявлений”,— подсчитали в НАСК “Оранта”. “На конец февраля наша компания урегулировала пять страховых случаев по новым правилам”,— сказал начальник департамента урегулирования убытков СК “ИНГО Украина” Андрей Нечас. А в “Allianz Украина” подобных случаев было десять. “Я думаю, что это связано с желанием автомобилистов перестраховаться, чтобы не было проблем при получении выплаты. Тем более есть страховщики, которые не рекомендуют использовать “европротокол” и даже не выдают клиентам бланки, поскольку вызов ГАИ и решение суда — куда более однозначный и неоспоримый способ определить виновного”,— объясняет Александр Яременко. По словам заместителя директора департамента урегулирования убытков СК “Арсенал Страхование” Константина Палазова, выплаты по “европротоколу” обычно не достигают прежних лимитов и составляют 5-6 тыс. грн.
Участники не рассчитывают на рост рынка по итогам года. Увеличение премий может обеспечить только повышение тарифов ОСАГО, но предложенное МТСБУ повышение цен пока блокирует регулятор. Поэтому в 2013 году может произойти перераспределение рынка, поскольку найдутся компании, способные отвоевать клиентов конкурентов. В “PZU Украина” в январе заявили о росте привлеченных премий на 12%. “По итогам 2013 года мы рассчитываем на прирост не менее 20%”,— прогнозирует Павел Литвин из СК “Наста”.
Падение рынка “автогражданки”, которое началось в августе минувшего года, в январе усилилось. Если в декабре темпы сокращения страховых премий составили 6,5%, то в январе они увеличились до 9,2%. По данным Моторного (транспортного) страхового бюро (МТСБУ), СК заключили 623 тыс. договоров (-5,4%), по которым получили 178,2 млн грн. Это меньше 196,3 млн грн, привлеченных в январе 2012 года (тогда — рост на 4,2%). Одновременно страховщики снизили на 9,2% выплаты (до 68,66 млн грн), урегулировав 7,6 тыс. страховых случаев (-8,9%).
В МСТБУ уменьшение количества заключенных договоров и полученных премий объясняют изменением закона об ОСАГО. “С 19 декабря 2011 года договоры обязательного страхования заключаются на один год (ранее можно было покупать полисы вплоть до 15 дней.—”Ъ”)”,— пояснили в пресс-службе. Однако более логичной выглядит аргументация страховщиков: СК советовали клиентам заключать договоры после 5 февраля, чтобы к ним применялись новые правила начисления выплат за ущерб, нанесенный жизни и здоровью потерпевших. На объем привлеченных премий, по словам начальника отдела андеррайтинга транспортных рисков СК “Allianz Украина” Александра Яременко, повлияло и использование системы “бонус-малус”, предусматривающей удешевление страхования за счет безубыточности.
К тому же в последние месяцы сразу несколько компаний, которые вели активную работу на рынке ОСАГО, например “Добробут”, “Райп” и Городская страховая компания, ушли с него. А с ноября МТСБУ перестало выдавать новые бланки полисов компании “Лафорт”. Рэнкинг МТСБУ свидетельствует о том, что некоторых компаний, входящих в топ-10 по объему премий, нет в лидерах по выплатам, например “Лафорт” (восьмое место по премиям в 2012 году) и “Днепроинмед” (шестое).
Один из участников рынка говорит, что на самом деле в январе количество заявленных страховых случаев у всех страховщиков выросло суммарно почти на 1 тыс., до 9,66 тыс. “Отчасти это вызвано плохим состоянием дорог, в результате чего количество ДПТ выросло”,— говорит генеральный директор СК “Наста” Павел Литвин. При этом рост с 1 января максимального размера выплат по “европротоколу” с 10 тыс. грн до 25 тыс. грн не увеличил объемы выплаченных возмещений.
За полтора года “европротокол” так и не стал популярным. “По итогам 2012 года доля случаев, урегулированных по нему, составила 4% от общего количества зарегистрированных заявлений”,— подсчитали в НАСК “Оранта”. “На конец февраля наша компания урегулировала пять страховых случаев по новым правилам”,— сказал начальник департамента урегулирования убытков СК “ИНГО Украина” Андрей Нечас. А в “Allianz Украина” подобных случаев было десять. “Я думаю, что это связано с желанием автомобилистов перестраховаться, чтобы не было проблем при получении выплаты. Тем более есть страховщики, которые не рекомендуют использовать “европротокол” и даже не выдают клиентам бланки, поскольку вызов ГАИ и решение суда — куда более однозначный и неоспоримый способ определить виновного”,— объясняет Александр Яременко. По словам заместителя директора департамента урегулирования убытков СК “Арсенал Страхование” Константина Палазова, выплаты по “европротоколу” обычно не достигают прежних лимитов и составляют 5-6 тыс. грн.
Участники не рассчитывают на рост рынка по итогам года. Увеличение премий может обеспечить только повышение тарифов ОСАГО, но предложенное МТСБУ повышение цен пока блокирует регулятор. Поэтому в 2013 году может произойти перераспределение рынка, поскольку найдутся компании, способные отвоевать клиентов конкурентов. В “PZU Украина” в январе заявили о росте привлеченных премий на 12%. “По итогам 2013 года мы рассчитываем на прирост не менее 20%”,— прогнозирует Павел Литвин из СК “Наста”.