Иллюзия роста рынка страхования
Вполне сносная, на первый взгляд, динамика страхового рынка в начале 2013 года при ближайшем рассмотрении теряет свою привлекательность. Подводные камни есть практически в каждом сегменте, который показывает хоть какой-то рост.
2012 год оказался для украинских страховщиков не особо успешным, показав значительное падение по всем фронтам на фоне общемировых тенденций. Согласно отчету Sigma, подготовленному швейцарским перестраховщиком Swiss Re, Украина опустилась в рейтинге стран по страховым выплатам с 49 на 50 место, продемонстрировав снижение уровня последних на 6,8 процентных пункта. Перешагнув “серединный рубеж” года, можно делать выводы о том, как проходит “работа над ошибками”.
По итогам первой половины 2013 года аналитики Insurance TOP констатировали рост валовых премий по non-life страхованию на 48,9%, что позволило страховщикам увеличить их объем до 13,2 млрд грн.
Странное перестрахование
Однако, подобные высокие показатели напоминают отражение в кривом зеркале: основной рост рынка снова обеспечили операции перестрахования, объемы которых увеличились на 350%, достигнув отметки в 3,2 млрд грн. Конечно, практикой перестрахования рисков никого не удивишь — к ней активно прибегают страховщики во всем мире дабы избежать неприятных неожиданностей при необходимости покрывать риски своих клиентов. Удивляют лишь подозрительно высокие темпы роста и значительные объемы сектора перестрахования. Напрашивается вопрос: а не замешаны ли в этом схемы выведения в офшоры и “отбеливания” денег через кептивные страховые компании, столь распространенные среди сильных мира сего?
Бизнес в поисках “схем”
Если темпы роста перестрахования — тайна, покрытая мраком, то в корпоративном секторе, казалось бы, все предельно ясно. Рост на 34,8% до 6,4 млрд грн страховых платежей говорит о том, что бизнес превращается в локомотив страхового рынка. Но и здесь есть ложка дегтя: говоря о компаниях, речь идет в первую очередь о страховании финансовых рисков. По данным Нацкомфинуслуг, в начале 2013 года этот сегмент вырос на 85,6%. Так что спрос, согласно давно устоявшейся практике, вполне возможно формируют недобросовестные налогоплательщики, жаждущие уклониться от налоговых “податей” с помощью “серых” схем. И снова страховые компании используются не по назначению. Глава одной из страховых компаний, пожелавший остаться неназванным, подтвердил, что компании страхования финансовых рисков в большинстве своем работают с юрлицами, являясь представителями “схемного” страхования. Такие компании использовались, используются и будут использоваться для оптимизации налогообложения не только в Украине, но и за рубежом. Возникает вопрос: кто же этому виной?
Страх пред законом
Сегодня бичом украинского рынка страхования в один голос называют несовершенное законодательство. Не единожды предпринимались попытки повлиять на сложившуюся ситуацию рядом предложений по изменению законодательства. Однако диалог с властями закончился в духе крыловского “а воз и ныне там”.
В результате “глухоты” чиновников Закон №5412 внес изменения в НКУ, закрепив ставку налога на прибыль с “чистых премий” на уровне 3%. Поскольку же, по сообщениям УФУ, большинство страховых компаний работают или на грани рентабельности, или с убытками, такие нормы могут повлечь за собой сокращение поступлений в госбюджет. В свою очередь страховые компании скорее всего будут подвержены более тщательному контролю за проводимыми операциями со стороны государства.
Таким образом, оплата авансовых платежей и уменьшение налогооблагаемой базы за счет операций перестрахования сокращают сектор реального страхования. В результате увеличение квазистраховых договоров приводит к искажению рынка. Кроме того, болезненно на страховщиках отражается и порядок начисления единого соцвзноса (ЕСВ). Держат в тонусе и установленные для лайфовых страховых компаний минимальные размеры уставного капитала на уровне 10 млн грн, и открытие дверей для входа на украинский рынок зарубежных “коллег”.
Как отметила Ольга Ященко, начальник отдела анализа страховой деятельности СК “АСКА”, страховщики ждут внесения поправок в Закон “О страховании”, которые обещают ослабить давление на СК. “Как минимум, обещают упразднить ЕСВ на пенсионное страхование, снизить планку уставного капитала для лайфовых компаний”, — перечисляет Ященко надежды страховщиков. Но пока рынок продолжает функционировать по старым правилам.
Напомним, что в июне в ходе Европейской бизнес конференции “Диалог бизнеса и власти” Глава Нацкомфинуслуг Борис Визиров сообщил о том, что Верховная Рада сможет рассмотреть новую редакцию закона лишь в сентябре. “Когда они (народные депутаты — Ред.) отдохнут и придут 1 сентября, мы доработаем его и поставим как первоочередной, актуальный”, — сказал Визиров. Однако в ближайшие сроки его рассмотрение на пленарном заседании не планируется.
Не оправдавшая надежды “автогражданка”
Пока же одним из ярких примеров высокой возможности стагнации страхового рынка являются неутешительные результаты наиболее распространенного вида страхования — ОСАГО. По итогам первого полугодия, премии страховщиков по “автогражданке” сократились на 0,1%, составив 1,22 млрд грн, сообщили в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины. В то же время страховые компании продали 4,4 млн полисов, увеличив продажи на 5,1%. Изменения механизма выплат по жизни и здоровью потерпевших, принятые в начале февраля, также не оправдали ожиданий МТСБУ.
Напомним, что в 2013 году экспертные прогнозы по методологии УФС сулили рост платежей на 21%, обеспеченный ожидаемым ростом средней стоимости полиса на 25-30% начиная со второго квартала 2013 года. Некоторые страховщики говорили о повышении тарифов на 40%. Основной причиной подорожания полисов должна была послужить введенная с 5 февраля защита на 100 тысяч грн по жизни и здоровью пострадавшим в ДТП с установлением фиксированных выплат, которые привязаны к заработным платам.
Президент ЛСОУ Наталья Гудыма ранее заверяла, что реально, с учетом совершенно законных возможностей регулирования стоимости полис может подорожать лишь на 5%. Визиров подобные прогнозы отрицает, подчеркивая в интервью Delo.UA, что главным вопросом остаются финансовая стабильность компаний, выполнения ими обязательств, а также защита прав потребителей.
Согласно анализу ЛСОУ, почти на 2 млрд платежей по ОСАГО в 2012 году убытки составляли порядка 1,4-1,6 млн грн. С учетом того, что автопарк, по последним имеющимся данным, застрахован приблизительно на 97-98%, убытки от существенного повышения тарифов составят, по подсчетам ЛСОУ, от 400 до 600 млн грн. “Мы увидим, что рентабельность опускается к нулю и СК тогда не смогут выполнять свои обязательства”, — резюмировала Гудыма.
“Жизнь” на подъеме
В первом полугодии украинские граждане были больше обеспокоены целостью и сохранностью своих жизней: объем рынка составил 1 млрд грн, показав 34% рост. Неожиданная динамика с учетом отсутствия каких-либо изменений в законодательстве, регулирующем данную сферу. Заместитель генерального директора по продажам СК “АХА Страхование Жизнь” Руслан Абдураманов связывает это, во-первых, с высокими потенциалами роста этого рынка в Украине, а во-вторых, с более частым обращением внимания банков на продукты страхования жизни. Однако нужно заметить, что темпы роста все же сократились: в 1 половине 2012 года они составляли 52%.
В этом полугодии рост рынка лайфового страхования “спасало” страхование физлиц, на которое пришлось 93,5% премий. Сделать хорошую мину при плохой игре действительно помогло именно банкострахование, обеспечив 39-процентные темпы роста данного сектора. Эксперт СК “АСКА” объясняет это в первую очередь тем, что страхование является неотъемлемой частью оформления потребкредитов, которые в свою очередь продолжают пользоваться большим спросом среди населения, обеспечивая банкам значительную долю прибыли.
А вот якорем по-прежнему остается корпоративное страхование жизни, премии по которому сократились на 13,5% в связи с открытым вопросом о начислении единого социального взноса. Дополнительное налогообложение, по словам Абдураманова, значительно увеличивает стоимость страхования и делает его автоматически менее привлекательным для данного сегмента рынка. Напомним, что с апреля 2011 года затраты работодателя на услуги по страхованию жизни включаются в фонд заработной платы. В результате на них начисляется единый социальный взнос (ЕСВ), составляющий 36,8-40%. В ЛСОУ подтверждают, что еще 3 года назад страхование жизни показывало прирост объема платежей не менее 60%. “Это было связано с тем, что были предоставлены и налоговые льготы для предприятия и налоговые льготы для потребителя”, — уверена Президент ЛСОУ.
Несмотря на все проблемы, в ЛСОУ уверены, что за страхованием жизни будущее. Им вторят и эксперты “АХА”: позитивная динамика роста рынка страхования жизни в Украине сохранится и далее, хотя и с более скромными показателями. “В среднем ожидается, что рынок будет расти порядка 15% в год”, — уточнил Абдураманов.
Согласно прогнозам экспертов, в 2013 году по видам страхования иным, чем страхование жизни, рост валовых поступлений страховых платежей классического страхового рынка составит 11% по сравнению с предыдущим годом. При этом второй год подряд ожидается падение продаж по договорам группового страхования жизни (-15%). Что касается страхования жизни, в 2013 году ожидался рост на 22% , а без банкострахования — на 8%.
Несостоявшаяся перезагрузка
Таким образом, прогнозы, согласно последним статистическим данным, в общем и целом оправдались. Однако статистика, как признанный еще Дизраэли путь к истине, открывает нам суровую реальность. Последняя заключается в том, что за цифрами скрывается целый ворох проблем и на законодательном уровне, и на уровне спроса, и непосредственно среди страховой братии.
Эксперт по вопросам страхования Василий Фурман считает, что рынок классического страхования в стране не развивается. Он характеризует его как очень мелкий по мировым меркам. Одной из причин, которые его ослабляет, эксперт называет борьбу за клиента. “Тарифы снижаются, а вместе с ними снижаются и страховые премии”, — подытоживает Фурман. Ему вторят и мировые аналитики. По последним данным Munich Re, на фоне 50%-го роста европейского рынка рискового страхования, в Украине прогнозируют лишь 6,2%-е темпы роста реальных страховых премий до 2020 года.
Поэтому способны ли подобные результаты первого полугодия превратить украинский страховой рынок из полумифического в реально действующий эффективный финансовый сектор, остается под большим вопросом.