Страховщики получили акты о нарушениях лицензионных условий ОСАГО, но жёстких санкций от Нацкомфинуслуг не будет
Нацкомфинуслуг заслушает объяснения всех членов МТСБУ о причинах несвоевременного внесения информации в Централизованную базу данных о заключенных договорах обязательного страхования гражданской ответственности.
Сложившаяся ситуация с получением всеми страховщиками-членами Бюро “писем счастья” не должна быть для них новостью, поскольку Комиссия многократно предупреждала о таких проверках, заявил агентству “Интерфакс-Украина” Член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
Регулятор впервые предупреждал, что будет это делать более года назад, во второй раз — на общем собрании членов МТСБУ, далее — на Форуме в Одессе, на заседаниях Коордсовета и Нацкомфинуслуг, когда согласовывали электронный полис и увеличили отчисления в Фонды. Этот период и был подготовительным этапом, сообщили в Комиссии.
Требование о внесении в ЦБД информации в течении двух дней является правильным, поскольку “мы живем во время информатизации и компании которые не могут построить свой бизнес-процесс, чтобы информация попадала в базу данных как можно скорее, не готовы и к “электронному полису”. Кроме того, за все время существования документа (с 2010 года) ни от Ассоциаций, ни от страховщиков Комиссия не получила ни одного предложения по изменению этой нормы (два дня).
Но по мнению страховщиков, утвержденная в 2012 году положением о ЦБД норма “двух дней” была заведомо невыполнима и противоречила постановлению правительства регламентирующее деятельность страховых посредников. Кроме того, по решению Президиума действует норма, в соответствии с которой к страховым компаниям, которые не вносят информацию в ЦБД в положенный срок, применяется повышенный коэффициент отчислений средств в Фонды бюро. Т.е. фактически к страховщикам уже применяются штрафные санкции, размер которых с 1 октября 2017 года будет увеличен.
— “Действительно, все страховщики получили акты о нарушениях лицензионных условий. Я не вижу больших проблем, трудностей, чтобы организовать бизнес-процессы для передачи информации о заключенных полисах в необходимом формате. Сейчас есть интернет, мобильная связь, т.е. все необходимое, чтобы можно это было сделать. Тем более, что средний процент несвоевременно внесенных полисов колеблется в районе 10-30%, и только у некоторых “зашкаливает” больше. Наша задача — сделать так , чтобы абсолютное большинство договоров, ОСАГО возможно, за исключением небольшого процента из-за каких-то технических вещей, могло попасть в базу вовремя”, — констатировал Денис Ястреб.
Отвечая на вопрос о возможных санкциях к страховщикам, которые не смогут доказать свою правоту, Член Нацкомфинслуг сказал, что после рассмотрения актов Комиссия примет по ним решения.
— “Не думаю, что это будут какие-то жесткие меры. Думаю, это будет решение, которое поможет страховщикам еще раз задуматься над этими процессами. Мы будем и дальше контролировать эти вопросы, в дальнейшем за такие нарушения будут применяться исключительно финансовые санкции”, — отметил он, подчеркнув, что аннулирования лицензий или введения временных администраций не будет.
Говоря о дальнейших планах регулятора, Денис Ястреб сказал, что после того как заработает “электронный полис” и будет проанализирована его действенность, будут исправлены возникшие проблемы, можно будет говорить о невозможности заключения бумажной версии договора без регистрации в базе данных. Это делается только с одной целью: чтобы клиенты не пострадали вследствие невыполнения страховщиками законодательства и из-за неоперативного внесения ими данные о полисах в базу.