Сокращение страхового рынка в 2021г может стоить МТСБУ порядка 270 млн грн – глава НАСУ
Блиц-интервью агентству “Интерфакс-Украина” главы Национальной ассоциации страховщиков Украины (НАСУ) Дениса Ястреба
Национальный банк Украины, как регулятор страхового рынка, начал применять меры воздействия к его участникам. А если ряд компаний не смогут их выполнить и уйдут с рынка, как это отразится на деятельности МТСБУ с его солидарной ответственностью?
НАСУ общалась по этому вопросу с Национальным банком Украины (НБУ), мы также отправляли письмо в Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ). Ведь действительно может сложиться непростая ситуация. Есть большой риск того, что в этом году 30% компаний рынка могут уйти с рынка, причем есть даже опасения, что сделать это они могут “по-английски” – без предупреждения.
По нашим оценкам, здесь риск и для самих членов МТСБУ, и он составляет порядка 270 млн грн. Он состоит из той суммы, которая может солидарно лечь на плечи участников Моторного бюро, и части регрессных требований, которые страховщики между собой сегодня предъявляют. Размер такой задолженности в феврале составил порядка 56,5 млн грн.
Это только по регрессным выплатам по ОСАГО?
Нет, это общая цифра. Это расчеты между компаниями по ОСАГО и КАСКО.
По нашей информации, в письме к НБУ было указано 15 членов МТСБУ, которые из-за невыполнения новых регуляторных требований могут покинуть рынок.
Это наше экспертное мнение. Мы не называем эти компании, но знаем, что такой большой риск существует. И нам хотелось бы что-то предпринять, чтобы избежать этого риска либо уменьшить его размеры.
Как в этом может помочь Национальный банк?
В ходе общения с Нацбанком нам были озвучены будущие перспективы – это выполнение распоряжения Нацкомфинуслуг №850 по достаточности капитала и планы относительно методики расчета резервов. Очень надеемся на новый закон Украины об обязательном страховании автогражданской ответственности, о страховании. Но это планы не сегодняшнего дня. На данный момент мы инициировали, просили, обсуждали вопрос об ужесточении требований к дополнительным вносам в Фонд защиты потерпевших Моторного бюро (ФЗП). На последнем президиуме МТСБУ такое решение было принято, и я надеюсь, что нам удастся аккумулировать больше средств в ФЗП через дополнительные взносы, чтобы уменьшить риск солидарной ответственности страховщиков.
Насколько был увеличен взнос?
Увеличивается взнос с 10% до 20%, а при увеличении темпов продаж полисов ОСАГО до 30%.
Понятно, что многим компаниям при таких отчислениях будет невыгодно вести бизнес. Какой сейчас самый реальный сценарий ухода с этого рынка?
Самый реальный – это не передача портфеля, а сокращение объемов обязательного страхования в своем собственном портфеле. Это процесс постепенный, длительный, не очень простой. Но по моему мнению, он единственный, поскольку передать портфель по ОСАГО в сегодняшних реалиях будет проблематично.
Новая редакция закона об ОСАГО – на какой стадии находится документ и когда будет подан в парламент?
По моей информации, сейчас формируется рабочая группа на базе НБУ, которая займется разработкой данного законопроекта. Было бы очень правильно и хорошо, чтобы за основу взяли законопроект, уже зарегистрированный в парламенте в марте 2019 года. Возможно, некоторые его положения нужно переосмыслить с учетом тех реформ, которые будут приняты, но в целом, как по мне, его можно брать как базовый.
Как вы оцениваете уже зарегистрированный в Раде законопроект, привязывающий выплаты по ОСАГО к минимальным зарплатам на момент ДТП?
На самом деле это популистская тема. Все мы понимаем, что увеличивать страховую сумму нужно, но вопрос привязки к заработной плате – дискуссионный. Думаю, нам лучше последовать примеру соседей из Евросоюза и оставить эту функцию за регулятором, как указано в Евродирективе, сохранив указанные в ней размеры. Тем более что такая задача у нас стоит на уровне государства – мы взяли на себя обязательства имплементировать этот документ. Это было бы логично.
Вы обладаете информацией, как НБУ выполняет функции координационного совета Моторного бюро?
Я знаю, что было одно заседание Национального банка в качестве координационного совета МТСБУ. Оно было больше ознакомительное, о планах мне ничего не известно.
Ваше мнение, как быстро НБУ может навести порядок на рынке?
Это сложный вопрос. Как бы нам того ни хотелось, наверное, не все зависит от НБУ. Когда говорим о надзоре и регулировании, то должны понимать, что должен быть рынок, за которым необходимо наблюдать и который нужно регулировать. Рынок сам по себе не живет, он там, где есть возможность заработать, развиваться, где созданы для этого условия.
На рынке говорят, вы претендуете возглавить Моторное бюро в будущем. Это правда?
Знаете, много таких разговор было – чего отрицать? Но я ни разу не соглашался. Мне было тяжело решиться и на эту должность. А дальше как жизнь покажет – она на самом деле очень непредсказуемая.