При каких условиях в Украине возможна «страховая медицина»?
Так называемой страховой медициной политики кормят людей в Украине 30 лет. «Что касается заявлений о страховании. Люди или сами не понимают, о чем говорят, или это имитация процесса, чтобы выглядеть последовательными в обещаниях, озвученных президентом и доминирующей сейчас партией», – заявил «ZN.UA» соучредитель Украинского центра здравоохранения Павел Ковтонюк.
Государственное медицинское страхование в Украине реализуется через НСЗУ. Нынешнее правительство не отказывается от этой модели. Что касается улучшения условий для частного медицинского страхования, этот вопрос сейчас актуален, считает Ковтонюк.
«В профильном комитете ВР я видел определенные законодательные предложения, касающиеся частного медицинского страхования. Они нормальные, и наверняка будут эффективны для этого рынка. Если изменения будут приняты, работодатели, которые захотят дополнительно застраховать свой персонал, будут делать это чаще. Хотя чудес в Украине от этого не произойдет», – объясняет собеседник.
Тема сооплаты за медицинские услуги, по мнению Ковтонюка, имеет право на жизнь в Украине, но не более. И государственные, и частные учреждения ожидают от нее легализации тех доходов от пациентов, которые имеют сейчас. Частные – вбелую а государственные – вчерную.
«И те, и другие рассчитывают, что этот статус-кво будет признан законодательно: они получат большую часть своего бюджета от пациентов, и еще НСЗУ заплатит тариф. Чем не здорово, когда частное заведение берет за какую-то услугу 60 тысяч грн: 10 тысяч грн дает НСЗУ, а 50 тысяч грн платит пациент? Из того, что я слышу, большинство думает именно так», – добавляет он. Но такая модель не является сооплатой – это государственная субсидия.
Новый министр здравоохранения Виктор Ляшко предлагал использовать средства от сооплаты, в частности, для дополнительных инвестиций в Национальную службы здоровья и увеличение бюджета Программы медицинских гарантий (ПМГ).
Принятие закона о медицинском страховании должно было быть в этом году, как уверял глава комитета Верховной рады по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медстрахования Михаил Радуцкий. Но комитет и Минздрав пока выбирают наиболее оптимальную модель страхования для Украины, помня о высоком уровне “теневых” доходов у населения, поэтому принятие откладывается.
Обязательным медицинское страхование в Украине будет запущено не раньше 2023 года, заявил Радуцкий, объясняя отсрочку тем, что в Украине сегодня не все платят официальные зарплаты.
“Закон мы будем принимать. Но есть один самый главный фактор, который не позволит закону заработать в этом году. У нас 60% зарплаты в “тени”. Как только мы примем закон о медстраховании, поймем, что у нас нет денег. Но президент обещает, что как минимум вдвое в течение двух лет “черная” зарплата уменьшится. И мы закон готовим, но готовим его вступление в силу с 2023 года. А KPI для вступления этого закона в силу – это данные о доле “черной” зарплаты”, – говорит Радуцкий.
Об этой же причине отсрочки обязательного медицинского страхования он говорил в октябре 2019-го. “Без денег ввести общеобязательное медицинское страхование невозможно. Это фикция. Это главные вещи, по которым мы не можем взять и сказать: “Все, мы вводим ОМС”, – объяснял Радуцкий. Тогда он говорил, что за 2 года закон об обязательном медицинском страховании “будет имплементирован и начнет работать”.