Фонды продавцов «автогражданки» перейдут под контроль Нацбанка
Нацкомфинуслуг
отказалась передать страховщикам полный контроль над рынком «автогражданки».
Президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ)
не смог согласовать с комиссией подготовленный им новый проект
устава бюро, главным пунктом которого были изменения в составе
координационного совета МТСБУ, сообщила «Капиталу» заместитель комитета
по управлению рисками МТСБУ Людмила Белошицкая. По ее словам,
именно это стало причиной переноса общего собрания членов МТСБУ
с 21 мая на 18 июня 2015 года.
Плохой
совет
Изменения
предполагали, что в коордсовете МТСБУ буде больше страховщиков, чем
представителей власти, тогда как сегодня по закону в него входят
по одному представителю от четырех страховых компаний, три народных
депутата, глава Нацкомфинуслуг и президент Лиги страховых организаций
Украины. Совет руководит МТСБУ наравне с общим собранием, президиумом
и дирекцией.
Но большое
количество руководителей привело к обострению борьбы между ними
за контроль над фондами МТСБУ, размер которых превысил 0,5 млрд грн
(с учетом денег, замороженных на счетах Брокбизнесбанка).
На последнем
общем собрании МТСБУ, состоявшемся в марте 2015-го, страховщики выиграли
«раунд» у чиновников и депутатов, приняв решение отозвать
из координационного совета своих представителей и тем самым
парализовав его работу (из-за отсутствия кворума).
Эту
победу некоторые участники рынка называют пирровой, так как без
координационного совета нельзя принять многие важные для рынка решения.
Например, повысить цены на стоимость «автогражданки» или утвердить
в должности руководство МТСБУ. Кроме того, по закону, если 120 дней
кордсовет МТСБУ не выполняет свою работу, его полномочия переходят
к Нацкомфинуслуг.
Собраться
позже
Этот
нюанс, по мнению ряда экспертов, и стал причиной отказа регулятора
согласовывать новый устав МТСБУ. «Безусловно, комиссии выгодно затягивать
с решением, так как в таком случае полномочия коордсовета перейдут
к ней», — считает экс-регулятор страхового рынка, нардеп Максим
Поляков. По его мнению, решение по уставу является экзаменом для
продавцов «автогражданки», которые должны объединиться в отстаивании своих
интересов.
Представитель
коордсовета МТСБУ Александр Берназюк считает, что страховщики должны думать,
в первую очередь, об интересах клиентов. «Президиум в мае поднял
цены на „автогражданку“, не согласовав этот вопрос
с координационным советом. Возможно, при работающем совете этого бы
не произошло. Так что не исключено, что его отсутствие кому-то в МТСБУ
очень выгодно», — считает Берназюк. По его словам, комиссия
не может помешать президиуму бюро провести общее собрание
и восстановить кворум кордсовета самостоятельно. «Общему собранию для
этого достаточно делегировать в совет даже не четырех, а одного
представителя страхового рынка», — подсчитал он.
Август
близко
В Нацкомфинуслуг
сообщили, что собирают мнения всех заинтересованных лиц и планируют
к началу июня подготовить «дорожную карту» по выходу из кризиса
в МТСБУ. «Мы сначала должны обсудить изменения в устав
и законодательство со всеми, кто причастен к этому вопросу:
общественными организациями страховщиков, президиумом бюро, комитетом ВР
по вопросам финансовой политики и банковской деятельности», —
говорит член Нацкомфинуслуг Денис Ястреб.
Людмила
Белошицкая сомневается, что регулятору в ближайшее время удастся разрубить
гордиев узел корпоративного конфликта в бюро. По ее мнению,
скорее всего, в августе МТСБУ перейдет под полный контроль Нацкомфинуслуг,
а в 2016 году, после ожидаемого упразднения комиссии —
Нацбанка.