МТСБУ отчиталось об итогах развития рынка ОСАГО в Украине и качестве урегулирования в 2014 году

МТСБУ отчиталось об итогах развития рынка ОСАГО в Украине и качестве урегулирования в 2014 году

В 2014 году страховщиками-членами МТСБУ заключено более 7,5 млн. внутренних договоров страхования, что на 14% меньше, чем за аналогичный период 2013 (более 8,7 млн. шт).

— «Одна из основных причин уменьшения количества заключенных договоров — события, связанные с проведением АТО, аннексия Крыма, а также старение парка автомобилей, заметное подорожание смазочно-топливных материалов и уменьшение объемов торгового и туристического бизнеса», — заявил Генеральный директор МТСБУ Владимир Шевченко.

В то же время, несмотря на уменьшение общего количества внутренних договоров страхования, общий объем страховых премий по таким договорам по сравнению с 2013 годом вырос на 1,2%. Указанная тенденция обусловлена, прежде всего, ростом среднерыночной стоимости полиса ОСАГО в течение 2014 года на 16%.

Среднерыночная стоимость полиса ОСАГО с января по декабрь 2014 года выросла по обычным договорам — с 283,89 грн. до 400,4 грн., по льготным договорам ОСАГО — с 164,28 грн. до 217,7 грн.

Среднерыночная стоимость полиса ОСАГО с января по декабрь 2014 года

Среднерыночная стоимость полиса ОСАГО с января по декабрь 2014 года

По результатам 2014 года также зафиксировано снижение количества полученных требований о страховом возмещении (-6,6%), а также снижение общих объемов страхового возмещения — 4,8%.

— «В 2014 году произошли процессы «очищения» рынка, подтверждением чего стала потеря 20-ю страховщиками своего членства в МТСБУ», — пояснил Владимир Шевченко.

Аннексия Крыма и события на востоке страны привели к фактическому уменьшению ёмкости рынка ОСАГО, что, несомненно, повлияло как на объемы страховых платежей, так и на качество активов страховщиков.

Так, из более 13,2 млн транспортных средств, зарегистрированных в Украине по состоянию на 01.01.2014 года вне сферы обязательного страхования автогражданской ответственности оказалось более 680 тыс. транспортных средств (5% от общего количества транспортных средств), которые были зарегистрированы в Крыму и Севастополе. Проблематичным стал автопарк транспортных средств Луганской и Донецкой областей, который в 2014 году занимал более 12,3% от всего парка автомобилей Украины.

С начала действия Закона «Об Обязательном страховании автогражданской ответственности», по состоянию на 31.12.2014, пострадавшим в ДТП уплачено свыше 6,2 млрд. грн. страховых возмещений и регламентных выплат. При этом, в «кризисном» 2014 году возмещено причиненного ущерба на сумму более 973,7 млн. грн. (31 млн. грн. — за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших, 942,7 млн. грн. — имущественный ущерб).

Средний размер осуществленного страхового возмещения в 2010-2014 гг и прогноз на 2015 год:

2010 — 8 825 грн.

2011 — 9 722 грн.

2012 — 10 230 грн.

2013 — 10 757 грн.

2014 — 10 100 грн.

2015 — >11 000 грн. (прогноз)

Динамика общего объема и структуры страховых возмещений по ОСАГО в 2010-2014 годах и прогноз на 2015 год, грн.

Динамика общего объема и структуры страховых возмещений по ОСАГО в 2010-2014 годах и прогноз на 2015 год, грн.

Важным показателем рынка ОСАГО являются сроки выплат, характеризующие качество урегулирования. Именно этот показатель является индикатором «готовности» страховщика выполнить свои обязательства по договорам страхования.

В срок до 90 дней (на выполнение требований законодательства) уплачивается всего 37,8%, в срок 91-120 дней — 16,1%, в срок свыше 120 дней — более 46%.

— «Такое качество урегулирования страховых случаев является чрезвычайно серьезной проблемой, требующей надлежащего немедленного реагирования МТСБУ и Нацкомфинуслуг в плоскости осознание социальной ответственности страхового бизнеса», — подчеркнул Владимир Шевченко.

Сравнение сроков выплат по заявлениям пострадавших (по дате последней выплаты), урегулированных в 2013 и 2014 годах

Год

Все­го

Полно­стью опла­чено­, шт.

Опла­чено­ в тече­ние­ 0-90 дне­й, шт.

%

Опла­чено­ в тече­ние­ 91-120 дней, шт

%

Опла­чено­ >120 дне­й, шт

%

2013

117 591

96 094

35 797

37,3

15 483

16,1

44 814

46,6

2014

107 341

91 498

34 610

37,8

14 727

16,1

42 161

46,1

Средний срок урегулирования заявлений потерпевших, со дня получения заявления о страховом возмещении до даты первой выплаты, составлял: в 2013 году — 109 дней, в 2014 — 125 дней

Средний срок урегулирования заявлений потерпевших, с даты ДТП до даты подписания страхового акта о выплате, составлял: в 2013 году — 202 дней, в 2014 — 201 день

Срок фактической выплаты страхового возмещения после подписания страхового акта о выплате в среднем составлял: в 2013 году — 11 дней, в 2014 — 19 дней.

По результатам анализа финансовых отчетов страховщиков-членов МТСБУ установлено, что почти у каждого 5-го страховщика-члена МТСБУ было недостаточно активов (без учета их средств в фондах МТСБУ) для выполнения страховых, долгосрочных и текущих обязательств.

— «Мы, как компания, всегда делаем benchmarking анализ не только рынка моторного страхования, но и рынка ДМС, а также анализ страхового рынка в целом. Такой анализ страхового рынка показал, что из ТОП-30 компаний-лидеров продаж по ОСАГО, только 20 компаний рентабельные, остальные — работают в убыток при продаже этого продукта», — заявил Президент МТСБУ Юрий Гришан. — «Это говорит о том, что в таких компаниях сохраняется политика выплат высоких комиссионных. Одновременно с этим, они не могут поддерживать уровень выплат в достаточных пределах для повышения прибыли».

Анализ, сделанный по результатам 9 месяцев 2014 года, показывает, что существует 13 страховщиков, в которых недостаточный уровень урегулирования дел и высокий уровень выплат.

Применение новой Методики мониторинга финансового состояния страховщиков, вынесенного на Общее собрание в марте, также показывает, что в 8 компаний наблюдаются высокие коэффициенты, которые сигнализируют о том, что эти компании находятся в серьезной зоне риска. В то же время действующая методика сигнализирует только об одной компании. Это говорит о том, что положение, разработанное и принятое Президиумом, является более надежным индикатором проблем страховщика.

Положительным фактором повышения качества осуществления ОСАГО в Украине стало досудебное рассмотрение МТСБУ жалоб на действия и решения страховщиков, несмотря на то, что законодательством такие полномочия на МТСБУ не положены.

Благодаря содействию МТСБУ в 2014 году страховщиками-членами МТСБУ по 2 022 жалобам осуществлена выплата страхового возмещения на общую сумму более 32,2 млн. грн.

Досудебное рассмотрение жалоб в МТСБУ на действия страховщиков

Досудебное рассмотрение жалоб в МТСБУ на действия страховщиков

Поскольку показатель «Уровень жалоб» является важным элементом оценки деятельности страховщика, Президиумом МТСБУ была утверждена новая, более объективная методика расчета этого показателя.

МТСБУ определило следующие основные вехи развития рынка ОСАГО в ближайшие годы:

— Принятие новой редакции Закона Украины «О страховании» и Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

— Введение действенного финансового механизма выполнения обязательств по заключенным договорам ОСАГО.

— Обеспечение качественного мониторинга обработки заявлений потерпевших.

— Уменьшение расходов на комиссионное вознаграждение агентам с 35-65% до 10-15%.

— Повышение страховых сумм по договорам страхования.

— Внедрение «прямого урегулирования».

— Внедрение «электронного полиса» ОСАГО.

В МТСБУ отметили, что решение о внедрении электронного полиса в Украине принято, а окончательное внедрение программно-организационных технических компонентов этого проекта должна закончиться до 1 августа 2015 года.

Президиум принял все необходимые решения по безусловному выполнению в 2015 году Дорожной карты, в том числе внедрение электронного полиса и прямого урегулирования.


forinsurer.com

Поділитися цією публікацією