Максимальную выплату по «автогражданке» удвоят с 1 ноября
21 июля на открытом заседании Нацкомфинуслуг был одобрен проект распоряжения Нацкомфинуслуг «О внесении изменений в Распоряжение Госфинуслуг» №566, которым лимиты выплат по договорам страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (автогражданке) увеличены вдвое — до 200 тыс. грн. за ущерб, нанесенный жизни и здоровью пострадавших в ДТП, и до 100 тыс. грн. — за ущерб имуществу.
Об этом «Вестям» сообщила директор департамента страхового права и методологии Лиги страховых организаций Романа Навалькивска.
Величина лимитов была проиндексирована «в связи с резким повышением уровня инфляции». Такое право регулятору предоставляет п. 9.5. статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».
Новые размеры страховых сумм будут действовать по договорам страхования, заключенным после 1 ноября 2015 года.
Как писали «Вести», о необходимости повышать максимальный размер покрытия по «автогражданке» разговоры идут достаточно давно, а после девальвации гривни — практически постоянно. Этим вопросом уже даже озадачились народные избранники, зарегистрировавшие в Верховной Раде за две недели два законопроекта, которые должны эту сумму увеличить. Согласно одному проекту — до 1 млн. грн. в случае ущерба жизни и здоровью, и до 500 тыс. грн. «по железу», то есть за транспортное средство, но процесс растянут на пять лет. Согласно второму, виновнику ДТП, если он получил травмы во время аварии, также предлагается выплачивать компенсацию в пределах 20 тыс. грн. Ни один из них пока рассмотрен не был.
Не исключено, что беспрецедентное решение регулятора воспользоваться прописанным в законе механизмом индексации лимитов вызвано прописанными в упомянутых законопроектах механизмами фактического перехода контроля над Моторным (транспортным) страховым бюро в руки народных депутатов, против чего участники рынка настроены однозначно и категорически.
В любом случае, индексация последние пять лет не проводилась: в последний раз лимиты выплат повышались летом 2010 г.: с 25 тыс. грн до 50 тыс. грн «по железу» и с 50 тыс. грн до 100 тыс. грн — «по жизни». При этом особо стоит подчеркнуть, что в случае индексации лимитов тарифы по автогражданке не меняются. То есть стоимость полиса пока останется прежней.
Эксперты отмечают, что в повышении тарифов нет никакой необходимости, хотя страховщики и могут настаивать на обратном. «Сегодня страховые тарифы сильно завышены, их вообще нужно или понижать, или изменять систему выплат: убирать износ, например, который сейчас вычитается в 90% процентах случаев, т.к. автопарк страны сильно постарел без притока новых авто», — уверен председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский. Кроме того, по его словам, валютная составляющая психологически сильно переоценивается:
За год средняя выплата выросла всего на 20% и подрастет за счет задержек по выплатам после курсового скачка в начале февраля еще совсем немного. Поскольку запчасти, во-первых, только половина стоимости ремонта, а во-вторых, именно на них и насчитывается 50-70% износа, который нивелирует их валютное подорожание
А лимит по жизни и здоровью, по его словам, вообще ни на что не влияет: выплаты зависят не от страховой суммы, а от минимальной зарплаты в стране, которая неизменна с декабря 2013 г., а в этом декабре вырастет с 1218 грн. до1378 грн., что при 4-5 тыс. заявленных страховых событий даст рост убыточности на какие-то доли процента.
К тому же, поднимаемый страховщиками шум никак не соответствует их качеству работы. По результатам оценки результатов работы компаний-членов МТСБУ в первом квартале 2015 года только 38 страховщиков получили оценку «хорошо» по параметру «качество урегулирования убытков», а по параметру оценки уровня жалоб потерпевших — 46. То есть компании попросту не платят.
«Для начала нужно заставить страховые компании хотя бы платить по действующим лимитам, без затягивания этих выплат и без занижения размеров убытков, — заявил «Вестям» председатель правления СК «Саламандра-Украина» Роман Маленко. — Иначе не будет большой разницы, по какому лимиту страховщики будут НЕ платить».
А что касается законодательных изменений, участники рынка считают целесообразным заложить в закон норму финансовой ответственности государства и госчиновников за состояние дорог, которое часто является причиной аварий. «Виноватым в большом количестве ДТП по причине некачественного покрытия дорог является государство. Водители у нас и так с «опытом вождения» по кочкам, — сказали «Вестям» в одной из компаний. — Пусть страховщики выставляют государству регрессы. И не надо говорить, что стране тяжело. Людям не легче».