«Эталонный» суд
Страховая компания «Эталон» оказалась в центре скандала, который может стоить ей работы на рынке. На прошлой неделе, 11 ноября, в Окружном административном суде Киева состоялось судебное заседание по разбирательству между СК «Эталон» и Национальной комиссией, регулирующей рынки финансовых услуг. На суде принято решение о признании противоправным и отмене распоряжения о вводе временной администрации в компанию. Нацкомфинуслуг это решение будет оспаривать.
Временная администрация была введена в компанию 18 сентября. По данным Нацкомфинуслуг, причина – нарушение требований действующего законодательства о финансовых услугах, в частности, невыполнение в течение 30 дней более 10% своих просроченных обязательств.
В компании называют причины ввода ВА необоснованными. «Руководство и собственники СК считают ситуацию в компании вполне регулируемой. Еще летом специалистами СК «Эталон» был разработан план финансовой стабилизации и оздоровления. Однако, в связи с введением временной администрации и ее явно дестабилизирующей деятельностью, реализация запланированных мероприятий была невозможна», – ответили в компании «Эталон» на запрос Forbes.
По словам временного администратора Александра Пасько, регулятор намерен подать апелляцию, и пока она рассматривается, решение суда не вступает в силу. «Юридически распоряжение Нацкомфинуслуг действует – оно только приостановлено», – подчеркивает Пасько. Одновременно СК «Эталон» обратилась в Нацкомфинуслуг с жалобой на временного администратора Пасько с просьбой отстранить его от исполнения обязанностей временного администратора, и заявляет о наличии плана финансового оздоровления.
СК «Эталон» не доплатила клиентам более миллиона гривен – и не показывала это в отчетности. В компании это решили объяснить отсутствием возможности выплатить средства клиентам, которые находятся на оккупированных территориях. Хотя жалобы на СК есть у клиентов и из Харькова, и из Днепропетровска
В суде Александр Пасько сообщил, что по результатам проверки было выявлено следующее: СК не доплатила клиентам более миллиона гривен – и не показывала это в отчетности. А распоряжение регулятора о выплатах клиентам частично было проигнорировано. В компании это объяснили отсутствием возможности выплатить средства клиентам, которые находятся на оккупированных территориях. По данным из оценки деятельности страховщиков-членов МТСБУ, у компании на протяжении года были неудовлетворительные показатели по таким классификаторам, как «Качество урегулирования ущерба» и «Уровень жалоб от потерпевших и страхователей». По данным портала «Страхнадзор», задержки с выплатами в более 90 дней по СК «Эталон» есть и по Харькову, и по Днепропетровску.
В суде представители регулятора намекали на то, что компанию готовят к банкротству. С начала года активы компании уменьшились больше чем на 100 млн (по состоянию на 1 октября 2014 года они составляли около 218 млн гривен). В суде была озвучена информация из аудиторского отчета, где было указано, что по состоянию на 30 сентября балансовая стоимость активов компании «Эталон» существенно завышена и не отвечает действительности. На эту дату стоимость чистого капитала была меньше зарегистрированного уставного капитала, что является нарушением условий лицензионной деятельности.
В самой компании не видели упомянутого аудиторского заключения и не знакомы с его содержанием. «В связи с этим сложно судить о его достоверности, а также о компетентности выдавших заключение специалистов и поставленных перед ними заказчиками задачах. В любом случае, при составлении готового отчета активы компании будут оценены в соответствии с международными стандартами, а финансовая отчетность будет подтверждаться аудиторским заключением, в соответствии с действующим законодательством», – уверяют в компании.
Если же информация о выведении средств, зачитанная в суде, соответствует действительности, компании наверняка не избежать ответственности в будущем. Но даже сам временный администратор пока не смог этого сделать из-за препятствий со стороны компании. В самой компании подобные факты категорически отрицают. «Компания не выводила и не собирается выводить принадлежащие ей активы. Наоборот, пытается всесторонне препятствовать выведению из компании денег третьими лицами, с использованием известных на рынке схем», – подчеркивают в СК «Эталон».
На рынке в то же время по-разному оценивают ситуацию. «Если бы эта проблема была решаемой, до временной администрации дело бы не дошло. Очевидно, что оттягивается время для чистки активов, это основной интерес собственников в таких случаях», – объясняет собеседник Forbes из финансового рынка на правах анонимности.
«Временная администрация – это очень серьезный метод. Это значит, что Нацкомфинуслуг не доверяет менеджменту, или не доверяет отчетности, или не доверяет размеру резервов. А практически Нацкомфинуслуг говорит, что они неплатежеспособны. Но сегодня регулятор может ввести ВА за несколько невыплат, если считает, что платить нужно. В любом случае, это уже предмет судебного разбирательства», – констатирует генеральный директор Украинской федерации страхования Галина Третьякова.
Компания была основана еще в 1993 году в Виннице под названием СК «Обериг». В 2002 году она изменила название на СК «Эталон». В то время компания была уже достаточно известной, поскольку регулярно входила в топ-10 страховщиков по размеру активов. Важную роль в развитии бизнеса играла аффилированность с банком «Аваль», а позднее и с банком «Престиж», где работал один из основных акционеров компании – Яков Смолий. До 2013 года ему принадлежал 41% акций, еще по 25% принадлежало Татьяне Смолий и Татьяне Костянецкой. После того как банковский бизнес был продан, компания уже не могла рассчитывать на прежние объемы бизнеса.
forbes.ua