Реально ли приостановление членства Молдовы в системе страхования Green Card и что это значит для Украины и других стран?

Реально ли приостановление членства Молдовы в системе страхования Green Card и что это значит для Украины и других стран?

Приостановление членства Молдовы в международной системе автострахования Green Card стало возможным из-за внутреннего конфликта в Национальном бюро автостраховщиков (BNAA), противоречий между игроками рынка зелёной карты и несовершенства юридических рычагов разрешения таких ситуаций, считают в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины. Об этом пишет “Фориншурер“.

Внутренние проблемы

В 2015 году проблемы в BNAA обострились и проявилась слабая институциональная способность BNAA влиять на разрешение конфликта внутри Бюро.

Некоторыми молдавскими страховщиками блокировалась работа и решения Бюро, в том числе в «тупике» оказался вопрос банковской гарантии и перестрахования, которые есть краеугольными требованиями Совета Бюро по обеспечению платежеспособности национального бюро. (Совет Бюро— организация, в которую должны входить все (национальные) Бюро, и которая отвечает за управление и текущую деятельность международной системы «Зелёная карта» — Ред.).

Однако, по мнению заместителя генерального директора МТСБУ Николая Лутака, наличие банковской гарантии и перестраховочного покрытия — условие необходимое, но недостаточное для обеспечения эффективного сотрудничества с бюро других стран. Необходимо помнить, что именно бюро, и только оно, в конечном счёте ответственно за осуществление деятельности страховщиками-членами бюро.

— «По отношению к Молдове Советом Бюро были разработаны конкретные требования, которые необходимо безоговорочно выполнить, было предоставлено время для урегулирования всех проблем на рынке зелёной карты и разногласий в BNAA», — говорит Николай Лутак. — «В октябре молдавскими коллегами был сделан огромный шаг в решении данного вопроса, топ-менеджмент Бюро усилили специалистом в области страхового надзора, с опытом в страховании — BNAA возглавила Алина Осояну, которая ранее работала в Национальной Комиссии финансового рынка Молдовы».

Полученные правительственные гарантии позволили Совету Бюро перенести решение по членству Молдовы — с октября 2015 года на апрель 2016 года.

Что предприняло Бюро в критической ситуации?

Молдавское Бюро, в условиях известной политической неопределенности, сложной ситуации на рынке, с целью минимизации рисков, которые берут на себя молдавские страховщики, приняло разумное решение «сузить» временной диапазон действия продаваемого национального страхового продукта «зелёная карта», считает Николай Лутак.

Был введен временный запрет на продажу «зеленых карт» со сроком начала действия после 1 апреля 2016 года, и сроком окончания действия после 31 декабря 2016 года. Данное решение было одобрено еще 30 ноября на внеочередном собрании BNAA.

— «Мы уверены, что наши молдавские коллеги сделают все возможное, чтобы урегулировать все вопросы, связанные с исполнением требований и критериев членства в Системе Green Card», — заявил Николай Лутак. — «Это скорее не юридическое, а пруденциальное решение для минимизации рисков национальных страховщиков. Это честно как по отношению к страхователям, так и к иностранным Бюро других стран».

Молдова оказалась сейчас в ситуации 13-тилетней давности, когда в 2002-м году ее членство в Совете Бюро было приостановлено.

Позиция BNAA: «Власти Молдовы вместе с компетентными органами обеспечат безоговорочное соблюдение всех рекомендаций, представленных Советом Бюро Green Card относительно стабильности молдавского страхового рынка и его функционирование в строгом соответствии с решениями, принятыми Советом бюро, до принятия новых резолюций в начале марта 2016 года».

— «2002-й год был большим потрясением для всех стран-членов «Зелёной карты», так как приостановление членства любой страны — это огромный стресс для всей системы», — говорит Николай Лутак. — «И если это произойдет снова, то наши автовладельцы испытают серьёзные проблемы, ведь украинские страховщики продают два типа сертификатов (полисов): «вся система» и «Россия, Беларусь, Молдова (к которым с 1 января 2016 года присоединится и Азербайджан)».

К сожалению, у украинских автовладельцев, которые направляются в Молдову, уже сегодня появляются проблемы иного плана, так как непризнанная Приднестровская Молдавская Республика ввела на этой территории обязательное квази-страхование. — «Мы направили официальный запрос нашим молдавским коллегам с целью урегулирования данного вопроса, в том числе и по возврату неправомерно взысканных денежных средств», — сообщил Николай Лутак.

Есть еще одно «послевкусие» приостановки членства Молдовы в 2002 году — это возможные отложенные обязательства бывшего члена МТСБУ — страховой компании «Гарант-Авто», которая после приостановления членства Молдовы в системе продавала в приграничной зоне молдавским автовладельцам свои полисы «зеленая карта». — «Это, в любой момент может быть проблемой для Украины, так как срока исковой давности по «зеленой карте» нет, а МТСБУ, со своей стороны, не владеет полной информацией, сколько таких полисов было продано и сколько ДТП, по вине молдавских водителей, с ущербом жизни или здоровью потерпевших произошло, в первую очередь в западноевропейских странах», — говорит Николай Лутак.

Чем чревато приостановление членства в Green Card для страны и Системы?

Последствия для автовладельцев очень серьёзные, особенно для автоперевозчиков, которые не смогут осуществлять движение и к которым будут применены санкции и штрафы.

Это значит, что весь автотранспорт на территории этой страны будет не обеспечен финансовыми гарантиями.

— «Проблемы возникают не только у страховщиков этой страны с урегулированием убытков, но и у страхователей по возврату страховой премии и компенсации моральных убытков и упущенной выгоды», — говорит Николай Лутак. — «Но главное, что возникают проблемы и у других стран-участниц системы, так как их полисы «зеленая карта» становятся недействительными на территории этой страны, и урегулировать такие ДТП не представляется возможным».

forinsurer.com

Поділитися цією публікацією