С нового года пострадавшим в ДТП водителям будут выплачивать компенсацию «свои» страховщики
С начала
следующего года пострадавшие в аварии водители смогут обращаться за страховой
выплатой не к страховщику виновника ДТП, а к своей
страховой компании. Такое право им обеспечит пилотный проект Моторного
(транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) по добровольному прямому
урегулированию в системе ОСАГО. «Планируем запустить проект
с 1 февраля 2016 года», — сообщил «Капиталу» руководитель
комитета по управлению рисками МТСБУ Максим Межебицкий, который также
возглавляет рабочую группу бюро по внедрению прямого урегулирования.
В группу входят представители 15 страховых компаний.
Прямо
в руки
Суть
проекта заключается в следующем: пострадавший в аварии водитель
обращается за страховой выплатой к той компании, у которой
покупал полис ОСАГО. Эта компания готовит документы для выплаты
и отправляет их в МТСБУ. Потом платит своему клиенту деньги
и получает за это из фонда бюро компенсацию. А уже потом
расчетный центр МТСБУ требует покрыть затраты на компенсацию от того
страховщика, который продал полис виновнику ДТП. Сейчас все наоборот:
пострадавшему платит компания виновника аварии, а не та,
у которой он приобрел страховку.
«Большой плюс прямого урегулирования
заключается в том, что водители, зная к кому потом придется
обращаться за выплатой, перестанут покупать дешевые полисы
у придорожных агентов или у тех компаний, которые уже почти
банкроты», — считает предправления «Аско-Донбасс Северный» Евгений
Матушевский.
Платить
нельзя «футболить»
Есть
у проекта и минусы. Предправления страховой компании «Глобус»
Владимир Ганчак не уверен, что компания пострадавшего будет честно платить.
«Страховщик заинтересован в том, чтобы клиент снова к нему пришел,
поэтому постарается заплатить больше, чем полагается», — считает Ганчак.
Председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых
аналитиков Вячеслав Черняховский приводит другой пример: в соседней России
после запуска такой системы страховщики охотнее стали выплачивать клиентам
мелкие и средние убытки, а большие выплаты начали «футболить» друг
другу.
«Чтобы исключить такой вариант
мы планируем использовать бельгийский опыт прямого урегулирования», —
сообщил Максим Межебицкий. В таком варианте система предусматривает
усредненные выплаты (построенные с применением специальной программы),
и вообще не используется при крупных убытках.
Время
переговоров
Еще
одной проблемой проекта может стать факт добровольного участия продавцов
«автогражданки» в нем. «Я, например, не понимаю, как работать
с теми потерпевшими, страховщики которых откажутся подписывать соглашение
об участии в системе прямого урегулирования», — говорит
предправления «Украинской страховой группы» Павел Нельга. Если этот вопрос
в МТСБУ решат, то, по словам Нельги, УСГ готова подписать такое
соглашение.
Но МТСБУ
сегодня более нуждаются в подписях под соглашением крупнейших продавцов
«автогражданки». «Для того, чтобы заработал механизм добровольного прямого
урегулирования, нужно объединить в нем 10-11 лидеров рынка ОСАГО,
на которых приходится не менее половины всех продаж», —
объяснила заместитель гендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая. Среди крупнейших
страховщиков по данным рейтинга Insurance TOP «Оранта», «Провидна»,
группа «ТАС», «Княжа», «Доминанта», «АХА Страхование», «Украинская
пожарно-страховая компания» и PZU в Украине.
«Переговоры
ведутся, мы готовы подписать документ», — подтвердил «Капиталу»
первый вице-президент «АХА Страхование» Андрей Перетяжко.
Два
сценария развития
Следующее
заседание рабочей группы МТСБУ по прямому урегулированию состоится
27 августа. По словам Максима Межебицкого, впереди еще много
нерешенных вопросов, в том числе доработка IT-систем, создание
клирингового расчетного центра при МТСБУ и работа с продавцами
«автогражданки», среди которых далеко не все поддерживают проект
добровольного прямого урегулирования. Многие ждут альтернативы —
в парламенте зарегистрирован проект изменений в закон об ОСАГО,
который предусматривает введение обязательного прямого урегулирования
на этом рынке. «Но пилотный проект в любом случае нужен, — считает
Максим Межебицкий, — Он поможет выявить и исправить ошибки
до момента запуска обязательной системы, если депутаты примут закон.
Если — нет, то механизм прямого урегулирования в Украине будет
работать на добровольных началах». Страховщики считают более вероятным
второй — добровольный — сценарий.