ТОП-10 причин индустриальных убытков
Крупнейшие финансовые потери вызваны посадкой судов на мель, пожарами, авиакатастрофами, землетрясениями и ураганами. Нефтегазовая отрасль терпит самые крупные убытки. Убытки от 20 крупнейших инцидентов, вызванных техногенными катастрофами в 2013 году, составили порядка 5,9 млрд евро (8,1 млрд долларов США).
В новом исследовании Allianz Global Corporate & Specialty (AGCS)[i] отмечается растущая экономическая стоимость рисков в индустриальном страховании. В своем Глобальном отчете об убытках 2014 г. AGCS выделил 10 основных причин страховых случаев и новые тенденции в этой сфере,
проанализировав более 11 тысяч крупных индустриальных убытков в 148 странах, каждый на сумму свыше 100 тысяч евро (136 455 долл. США). Урегулированием этих случаев компания занималась с 2009 по 2013 гг.
Анализ показал, что около 70% финансовых потерь обусловлены 10 причинами. При этом причиной самого крупного убытка стала посадка судна на мель, что говорит о высокой стоимости рисков современного судоходства. Далее следуют пожары и авиакатастрофы.
Топ-10 причин убытков по общей стоимости (2009-2013 гг., застрахованные убытки на сумму свыше 100 000 евро/136 455 долларов США)
· Посадка судна на мель
· Пожар
· Авиакатастрофа
· Землетрясение
· Ураган
· Телесные повреждения (в т.ч. с летальным исходом)
· Наводнение
· Профессиональные ошибки
· Дефекты продуктов
· Поломка оборудования
В 2013 году 20 крупнейших убытков, заявленных страховщикам, в общей сложности составили примерно 5,9 млрд евро (8,1 млрд долларов США), за исключением случаев, вызванных стихийными бедствиями. Происшествия в нефтегазовой отрасли преобладали среди крупнейших убытков 2013 года, составив 40% от общего количества. При этом 8 из 20 крупнейших убытков были вызваны пожаром и/или взрывом и составили приблизительно 2,9 млрд евро (4 млрд долларов США) или почти половину общей стоимости убытков.
В 2014 году 80% самых крупных заявленных убытков произошли вследствие авиакатастроф или пожаров, в частности, в энергетическом секторе. Самый масштабный убыток – июньский пожар на нефтеперерабатывающем комплексе в Сибири, заявленный в размере около 586 млн евро (800 млн долларов США).
Анализ убытков за 2009-2013 гг., произведенный Allianz, также подтверждает масштабность страховых случаев в нефтегазовой отрасли. Средняя стоимость убытка здесь – 20,8 млн евро (28,4 млн долларов США), что в 10 раз превышает средний убыток в размере 1,9 млн евро (2,6 млн долларов США) по всем страховым случаям, рассматриваемым в отчете.
Растет актуальность перерыва в производстве как следствия убытков в имущественном страховании, в том числе за счет цепей поставок, работающих по принципу минимальных затрат, и глобализации производства. Это подтверждается средним размером ущерба в 997 602 евро (1,36 млн долларов США), что на 32% выше потерь от прямого ущерба имуществу (755 198 евро/1 030 505 долларов США).
Комментирует Александр Мек, директор по урегулированию убытков AGCS: “Диверсифицированный глобальный бизнес дает нам уникальное понимание ситуации на передовой страхования индустриальных рисков с точки зрения текущих убытков и будущих тенденций, таких как растущая значимость потерь от перерыва в производстве. Публикуя данное исследование, мы хотим показать, что эффективный сервис по урегулированию убытков играет ключевую роль в процессе возвращения компаний к обычному режиму работы после чрезвычайного происшествия”.
Новые риски
Технологии, экономический рост, изменения климата, социальные перемены и быстро развивающаяся нормативно-правовая база – все эти факторы влияют на риски и усложняют страховые случаи, в особенности с уходом от материальных рисков, вроде ущерба от пожаров, к нематериальным рискам, вроде урона репутации и перебоя в цепочке поставок.
В страховании имущества и ответственности возрастающие угрозы природных катастроф и изменений климата, повышенная сложность и взаимосвязанность рисков, особенно в части перерывов в производстве, а также растущая важность кибер-угроз будут наблюдаться среди наиболее актуальных трендов новых рисков в обозримом будущем.
Авиация
Повышение безопасности полетов приводит к снижению числа катастрофических убытков, даже несмотря на повышенное количество потерь в 2014 году. Однако размер авиационных убытков растет. Это обусловлено широким использованием новых материалов и техническим усложнением летательных аппаратов, а также постоянно ужесточающимся регулированием и ростом числа судебных споров об ответственности.
При том, что авиакатастрофы занимают одну из верхних строчек среди причин крупных страховых случаев в части числа и стоимости убытков (23%/37%), наземные инциденты с самолетами также приводят к значительному количеству убытков (18%/15%).
Столкновения воздушного судна с птицами – одна из главных причин авиаубытков. За период с 2009 по 2013 произошло 34 подобных страховых случая (27 авиакомпаний). В среднем на них приходится 16,7 млн евро (22,8 млн долларов США) убытков ежегодно. Птицы – не единственные представители фауны, которые становятся причиной потерь в авиации. В Африке самолеты страдают от зебр, в Азии и Латинской Америке – от коров.
Энергетика (нефть и газ)
В связи с более высокой стоимостью активов в сочетании с более сложными и взаимосвязанными рисками, растет размер убытков в энергетике.
Пожар – причина убытков No1 в сфере энергетики, как по количеству страховых случаев, так и по их стоимости (45%/65%), на втором месте – выбросы (18%/19%). Поломка оборудования, взрыв, стихийные бедствия (ураганы) и условный перерыв в производстве – также среди основных причин убытков, выявленных исследованием компании AGCS.
Финансовые линии бизнеса (Страхование профессиональной ответственности/ответственности руководителей)
Финансовые учреждения, директора и руководители сталкиваются с двумя главными трудностями при страховых случаях: намного менее снисходительная регулирующая среда и распространение коллективных исков, обусловленное ростом культуры заявления таких исков, а также более подкованными адвокатами и спонсорами судебного процесса.
Во многих странах мира AGCS наблюдает рост страховых случаев в сфере страхования профессиональной ответственности, которые являются ведущей причиной убытков среди проанализированных страховых случаев (74% по количеству/72% по стоимости).
Наметилась тенденция коллективных исков в новых сферах. При этом новые юридические перспективы появляются за пределами США. Когда-то в Европе и не слышали о коллективных средствах правовой защиты, а сегодня AGCS наблюдает, что все больше и больше стран их переняли. Существует проблема большей строгости в отношении коллективных претензий, а также увеличение частоты в некоторых юрисдикциях.
Ответственность
Страховые случаи по страхованию ответственности становятся более интернациональными, сложными и затратными, поскольку продолжает повышаться информированность людей о возможности компенсации и американском стиле судебных процессов.
Несмотря на небольшое количество убытков, связанных с травмами и смертью в результате противоправных действий, их доля в сумме возмещений составляет более 40%. Страховые случаи с дефектными товарами набирают обороты, и случаи отзыва транспортных средств участились.
Суда и грузы
Рост инфляции, растущая проблема халатности экипажа и высокая стоимость подъема затонувших судов способствуют тревожному росту размера убытков в сфере морского страхования, хотя частота страховых случаев (особенно потери груза) снизилась.
В 2012 году ущерб от крушения судна “Коста Конкордия” вывел посадку на мель в лидеры списка причин убытков по размеру ущерба. Однако эта причина убытков встречается относительно нечасто (8%) в исследованной выборке. Халатность экипажа часто является основным фактором, стоящим за многими ключевыми причинами убытков, и потенциальным сопутствующим фактором в более 60% страховых случаев на сумму более 1 млн евро (1,4 млн долларов США).
Имущество и инженерно-строительных работы
Размер убытков в сфере страхования крупного коммерческого имущества и инженерно-строительных работ растет в связи с тенденцией постоянного роста стоимости активов и рисков, которые становятся все более взаимосвязанными и концентрируются в областях, подверженных стихийным бедствиям. Существует вероятность роста ущерба от стихийных бедствий, поскольку растет экономическая активность и стоимость активов в зонах повышенной опасности.
Пожар – главная причина имущественных убытков по данным AGCS, как по количеству, так и по размеру (26%/28%). Поломка оборудования тоже находится среди лидеров по количеству спровоцированных страховых случаев. Землетрясения – первая причина по размеру убытков при инженерно-строительных работах (65%), в то время как ошибка персонала/ошибка управления является самой частой причиной, провоцирующей 30% от общего количества случаев.