СГ «ТАС» рассказала о причинах приостановления её лицензий

СГ «ТАС» рассказала о причинах приостановления её лицензий

7 октября Страховая группа «ТАС» провела пресс-конференцию с целью публичного обсуждения сложившейся ситуации по решению Нацкомфинуслуг приостановить с 9 октября действие ключевых лицензий (на страхование КАСКО, ОСАГО и ДМС) и рассказала об истинных причинах приостановления её лицензий. 

Мероприятие прошло при участии Лиги страховых организаций Украины, Украинской федерации страхования и Моторного (транспортного) страхового бюро Украины.

Официальная позиция и разъяснение Нацкомфинуслуг

— «В октябре-ноябре 2013 года была проведена внеплановая инспекция Общества и составлен акт проверки, которым зафиксированы нарушения законодательства в части существования просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 01.09.2013 года по 3198 страхователям на общую сумму 2,959 млн. грн.», — говорится в официальном сообщении Нацкомфинуслуг, которое было разослано СМИ.

— «Во исполнение акта Обществом было предоставлено подтверждающие документы об уплате этой задолженности, однако документов по уплате пени за несвоевременную выплату на момент рассмотрения дела предоставлено не было. 6 февраля 2014 года к Обществу была применена мера воздействия в виде распоряжения устранить установленные нарушения по обязательствам в срок до 26.03.2014 г. Во исполнение требований распоряжения Обществом были предоставлені подтверждающие документы об уплате пени по 186 страхователям на общую сумму 108,19 грн. Таким образом, распоряжение Нацкомфинуслуг выполнено не в полном объеме, что и было зафиксировано в акте, рассмотрение дела по которому состоялось 02.10.2014.

В соответствии со ст. 37 Закона Украины «О страховании» Уполномоченный орган имеет право: выдавать предписания страховщикам об устранении выявленных нарушений требований законодательства о страховой деятельности, а в случае их невыполнения останавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков к устранению выявленных нарушений или принимать решение об отзыве лицензий и исключения из государственного реестра страховщиков (перестраховщиков).

Распоряжением от 02.10.2014 г. в связи с невыполнением мер воздействия Обществу было остановлено действие трех лицензий: обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, добровольного страхования наземного транспорта и добровольного медицинского страхования, адекватно установленным нарушениям.

В соответствии с п. 7.1 Лицензионных условий осуществления страховой деятельности, временное приостановление (ограничение) действия лицензии предусматривает возможность на основании соответствующего решения Нацкомфинуслуг восстановления права на осуществление страховой деятельности в случае устранения причин, которые стали основанием для временного приостановления (ограничения) действия лицензии, без получения новой лицензии», — говорится в официальном сообщении Нацкомфинуслуг.

Позиция СГ «ТАС» относительно приостановления лицензий

 — «Нацкомфинуслуг хочет нас лишить лицензий на те виды страхования, продажи по которым в нашем портфеле занимают 84% бизнеса», — заявил на пресс-конференции Председатель Правления СГ «ТАС» Павел Царук. 

Все началось с того, что Регулятор в конце сентября прошлого года вышел к многим страховщикам с внеплановой проверкой, одним из вопросов которой был запрос по кредиторской задолженности (по страховым возмещениям). Позже, по словам Павла Царука, компания получила замечания по поводу 3 тыс. страховых дел, по которым была указана задолженность.

— «В причинах кредиторской задолженности, которая у нас по документам на тот момент возникла, представители Нацкомфинуслуг не разбирались. Например, застрахованные по добровольному медицинскому страхованию клиенты незамедлительно получали страховые услуги в соответствующих медицинских заведениях, а выплаты за оказанные услуги на медучреждения регламентируются другими правовыми отношениями, а не собственно страховыми полисами и не подлежат регулированию Нацкомфинуслуг.

Более того, письменных жалоб клиентов Нацкомфинуслуг нам не предоставила. Мы поясняли причины задолженности и технические задержки выплат, но нас никто не слушал, но попросили принести подтверждающие документы по погашению задолженности. 26.03.2013 нами были предоставлены документы, свидетельствующие об оплате пени, где она имела место, при том, что страховые возмещения на сумму 3 млн. грн. были погашены в полном объеме. Однако, на протяжении 15 дней информации касательно решения проблемы от Комиссии мы не получили, и до октября 2014 года их не было», — говорит Павел Царук.

— «По сути, у Комиссии нет претензий к качеству и полноте урегулирования страховых событий в нашей компании, а есть претензии только к неуплате пени» — говорит Павел Царук. — «Но ведь пеня появляется, когда страховщик затягивает страховую выплату по своей вине, а нашей вины в этом случае нет. Кроме того, анализ дел Нацкомфинуслуг не проводила, т.к. запрос с их стороны на эти данные не поступало. То есть за 6 месяцев, которые прошли, у Нацкомфинуслуг не было никаких претензий к нашей компании ни на жалобы клиентов, ни на наличие какой-либо задолженности по страховым выплатам. 2 октября 2014 года прошло заседание Комиссии, на котором без пояснений причин, почему была начислена пеня, компании вынесли решение приостановить действие 3-х лицензий, которое должно было вступить в силу с 9 октября 2014 года», — заявил Павел Царук.

— «Интересна формулировка решения о приостановлении лицензий, которые могли привести к потере 84% нашего бизнеса: «Товариством частково сплачено пеню за несвоєчасне здійснення страхового відшкодування 186 клієнтам», — процитировал причину решения Царук. — «Это при том, что у нас только по ОСАГО в год продается более 600 тыс. полисов и выплаты осуществляются по 100 тысяч страховых случаев, то есть указанное количество дел не превышает 3% по количеству и 1,5% по сумме выплаты».

Предправления СГ «ТАС» привел структуру 3198 страховых дел, по которым была задолженность, и пояснил причины, по которым страховщик не смог выполнить свои обязательства:

Размер и причины кредитной задолженности:

Структура­ выпла­т

Коли­чество­

Сумма­ на 01.09.2013, грн.

Возвра­т средств пере­числе­нных клие­нту, не верно­ указа­ны рекви­зиты клие­нтом / или клие­нт не прише­л в банк за выпла­той

1833

1 655 843

Расче­ты со стра­ховщи­ками­ по регре­ссам (вза­имоза­чет)

429

1010239

Отсутствуют докуме­нты ФЛП, выпла­ты нере­зиде­нтам

910

204090

Пога­шени­е креди­та заемщи­ком

15

14766

Закрыто­ предо­плато­й с меди­цински­ми учре­ждени­ями, услуга­ оказа­на вовре­мя

10

2400

Ликви­диро­вана­ орга­низа­ция

1

71259

ВСЕГО

3198

2 958 597

В страховой компании считают такую меру влияния неадекватной и заангажированной, поскольку после почти полугода молчания со стороны Нацкомфинуслуг с их стороны поступил Акт про правонарушение на СГ «ТАС», датированным 8 сентября, в котором даже не было указано, что именно компания не выполнила. На что компания, в свою очередь, направляла в Комиссию официальные запросы от 12 сентября, возражение от 29 сентября, и собственно присутствовала на рассмотрении дела Комиссией 2 октября, где компании данная важная информация так и не была предоставлена. Таким образом, Регулятор лишил компанию возможности разрешить все спорные вопросы.

— «Более того, компании не выдали данное распоряжение, и компания узнала про решение комиссии посредством новости на их сайте. И даже при непосредственной выдаче решения, Нацкомфинуслуг не удосужилась предоставить разъяснительные документы компании касательно правонарушений и выставленной пени. Ответом регулятора было то, что компания получит информацию, важную для ее бизнес-деятельности и более 1 млн. клиентов, по почте в установленные законом сроки».

Решение, которое выносит Нацкомфинуслуг через полгода, считает Павел Царук, лишает одного из лидеров рынка возможностей работать. — «Адекватна ли мера влияния к нам и отзыв лицензий, если мы выплачиваем до 100 тыс. грн. в час? Эта задолженность менее 1,5% наших выплат или выплаты за 4 дня нашей работы. Кто будет нести ответственность за искусственное банкротство страховщика? И куда деть 4,5 тыс. человек сотрудников и как можно оставить 1 млн. клиентов компании без выплат? Какая цель Регулятора, в то время, как у страхового рынка нет Крыма, Донецкой и Луганской области, а выплаты в зоне АТО растут с каждым днем? Мы считаем, что забирать лицензию у системообразующего страховщика в такой ситуации только навредит страховому рынку».

Один день отсутствия лицензий мог обойтись СГ «ТАС» в 1,5 млн. грн. Поэтому, если бы опротестование Решения Нацкомфинуслуг проходило без суда, то из бюрократической практики, этот процесс затянулся бы до декабря месяца, — считает Павел Царук. — «Мы 7 октября подали иск в суд, и планируем, что 8 октября это решение Нацкомфинуслуг будет отозвано, не вступив в действие».

Такого рода меры влияния к крупным страховщикам с отзывом лицензии принимались Нацкомфинуслуг не часто. Так, отзыв лицензий был, в свое время, у НАСК «Оранта», СК «Провидна» и СК «ИНГО Украина», что в последствии привело к имиджевым потерям, временному снижению объема премий и потери части бизнеса.

Павел Царук считает, что если есть у страховщика проблемы и у Нацкомфинуслуг есть вопросы к нему, то их необходимо совместно обсуждать и решать.

Учитывая необоснованность принятого решения, компания совместно со всеми ассоциациями страховщиков направит открытое обращение Президенту Украины, в Кабинет министров, в Прокуратуру относительно необоснованности действий регулятора и нанесения ущерба бизнесу и репутации компании.

Позиция объединений страховщиков

Опыт системообразующих страховщиков показывает, что убытки от приостановления лицензий приводят к 10-15% потерям страховых премий, говорит Президент ЛСОУ Александр Залетов. Действия Регулятора влияют на активность системных страховщиков, а это приводит к росту репутационных рисков на страховом рынке. Т.к. вопросы репутации страховщиков в развитых странах скурпулезно рассматривается Регуляторами.

Стоит обеспечить прозрачность таких решений, в том числе повысить роль и функции Общественного совета при Нацкомфинуслуг, особенно в вопросах, которые касаются системообразующих страховых компаний, считает Залетов.

Нацкомфинуслуг должна не только осуществлять контроль за участниками страхового и финансового рынка, но и отвечать за имидж страхового рынка. Все спорные вопросы необходимо решать внутри рынка и обсуждать с объединениями страховщиков и общественным советом. Нужно аккуратно относиться к репутации страхового рынка и его участников, считает Александр Залетов. — «Когда Украина ждет международных инвесторов и восстановления экономики, необоснованные решения регулятора по одной компании могут навредить всему страховому рынку».

По словам генерального директора МТСБУ Натальи Гудымы, Страховая группа «ТАС» является членом Президиума Бюро и имеет активную позицию по реформированию рынка обязательной автогражданской ответственности. — «За последние годы четко вырисовалась группа риска страховщиков ОСАГО, которые имеют неудовлетворительный уровень оценок по показателю количества жалоб, качества урегулирования и финансовому состоянию. Эти показатели у них стабильно низкие и ежеквартально почти не изменяются в лучшую сторону».

По данным оценки деятельности страховщиков-членов МТСБУ (светофор) за 1 полугодие 2014 года, у СГ «ТАС» по всем показателям «зелёная графа» (хороший уровень). — «Общее число жалоб клиентов на компанию за полгода не превысило и 10, поэтому у Бюро не вызывает опасений эта компания по невыполнению каких-либо нормативов или обязательств перед клиентами. С другой стороны, мы направляли в Нацкомфинуслуг информацию и запросы на проведение проверок ряда страховщиков, имеющих неудовлетворительные показатели, но регулятор на наши запросы не отреагировал», — заявила Наталья Гудыма.

— «Этим летом, например, МТСБУ обратилось в Нацкомфинуслуг с тем, что бюро не может найти страховую компанию «Украинский страховой дом» ни по одному из зарегистрированных адресов и просит принять соответствующие меры. При этом Нацкомфинуслуг в ходе инспекции постановил «УСД» «усунути правопорушення до листопада», применив «мягкий» способ влияния на страховую компанию, которая, по сути, не осуществляет страховой деятельности».

По мнению Натальи Гудымы, регулятору сегодня необходимо пересмотреть принципы пруденциального надзора за страховщиками. — «Ведь МТСБУ анализирует только финансовые показатели страховщиков, качество урегулирования и количество жалоб, а меры воздействия — это прерогатива Нацкомфинуслуг». А вот неуплата или недоплата пени не может быть причиной приостановления лицензии, считает Наталья Гудыма. У регулятора есть масса различных вариантов и возможностей влиять на игроков рынка, но при этом именно выборочность задействования этих мер настораживает.

Президент Украинской федерации страхования (УФУ) Андрей Перетяжко уверен, что СГ «ТАС» решит эту проблему, т.к. за 16 лет работы компания стала системообразующей, с узнаваемым брендом, сильным акционером и профессиональным коллективом. — «Это одна из немногих страховых компаний сегодня, которая интересна иностранным инвесторам, с живой ликвидностью, широкой филиальной сетью и сбалансированным портфелем. Поэтому рисков [по поводу невыполнения обязательств] тут никаких нет», — считает Андрей Перетяжко.

Что касается пруденциального надзора, то, по мнению Андрея Перетяжко, это большая проблема для страховщиков, когда к ним применяют неадекватные меры воздействия.

— «Сегодня нужна полная перезагрузка Регулятора, так как изменений методов, стиля и мышления страхового надзора не произошло. Сегодня страховому рынку нужна прозрачность работы регулятора и прозрачность применения санкций к страховщикам. Мы надеемся, что после изменений в обществе в Нацкомфинуслуг придут работать профессионалы, которые будут готовы работать с рынком», — считает президент УФУ.

forinsurer.com

Поділитися цією публікацією