В магазинах и банках украинцам все чаще продают страховки «на сдачу»

В магазинах и банках украинцам все чаще продают страховки «на сдачу»

Украинцы
кинулись страховать свое имущество, пишет “Капитал“. Так, к примеру, в первом
полугодии 2015-го население купило на 216% больше страховок, чем
за аналогичный период прошлого года. Причем, количество купленных частными
лицами имущественных страховок выросло более, чем на 1000% —
с 140 тыс до 14 млн штук. Такие данные обнародовала
на своем сайте Национальная комиссия по регулированию рынков
финансовых услуг (Нацкомфинуслуг).

При
этом объем полученных от населения страховых платежей увеличился
незначительно — всего на 5,1%, до 4,6 млрд грн. Эксперты рынка
уверяют: такой рост продаж не связан с всплеском интереса украинцев
к защите жилья или дорогостоящих приобретений. Его обеспечили в этом
году торговые сети и банки за счет недорогих страховок
«на сдачу».

Навязчивая
идея

«Понятно,
что рост произошел не за счет страхования квартир и домов. Этот
вид сейчас, без ипотечных программ, наоборот, показывает падение. А растут
продажи у тех компаний, которые активно продают дешевые коробочные
продукты в торговых сетях и банках, так сказать
«на сдачу», — говорит президент Украинской федерации страхования
Андрей Перетяжко. К примеру, по его словам, такие страховки
в торговой сети люди часто покупают под видом дополнительной гарантии
приобретенной быттехники.

А в банке —
за счет остатков на счету. «Есть, например, банковская карта,
к которой „прикручивают“ страховку стоимостью не больше 100 грн
в месяц. Люди часто и не догадываются, что застрахованы, считая
это комиссией банка», — уверяет председатель набсовета компании
«Саламандра-Украина» Юрий Явтушенко.

По мнению
Андрея Перетяжко, навязывание торговыми сетями и банками страховок вредит
их имиджу, а также реноме страховых компаний. А председатель
комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков
Вячеслав Черняховский привел пример из международной практики: «Три года
назад руководство британского банка Lloyds потребовало от десяти своих
топ-менеджеров возврата части бонусов, полученных ими в 2011 году.

По данным
информагентства BBC News, решение о взыскании бонусов было принято
в Lloyds после скандала, связанного с некорректной продажей клиентам
полисов страхования платежей. В результате банку пришлось возместить
клиентам убытки в размере 3,2 млрд фунтов стерлингов, что негативно
сказалось на финансовых результатах группы».

Перспективные
продажи

Несмотря
на имиджевые риски, продажи полисов «на сдачу» в банках
и торговых сетях, по мнению Андрея Перетяжко, будут расти. «Это тренд
ближайших нескольких лет», — также считает член Нацкомфинуслуг Александр
Залетов.

Дело
в том, что страховать таким образом удобнее, чем через собственные
региональные сети: не нужно тратиться на содержание офисов, зарплату
агентам, маркетинг.

В случае
с компанией «Ингосстрах», которую называют активом олигарха Игоря
Коломойского, речь не идет и о затратах на центральный
офис. В компании не скрывают, что основным каналом продаж является
Приват-банк. Это позволило «Ингосстраху» за несколько лет превратиться
из небольшого регионального страховщика в одного из лидеров
страхового рынка Украины.

При
этом в ПриватБанке категорически отрицают навязывание страховок клиентам.
«Это добровольная, свободная продажа. После покупки страховки мы через ivr
спрашиваем у клиента, навязал ему полис наш сотрудник или нет, —
говорит руководитель страхового бизнеса ПриватБанка Алексей Туривной, —
А рост обусловлен выплатами, 99% которых делаем в течение суток
с момента получения документа». По его подсчетам, продажи полисов
страхования клиентам ПриватБанка у «Ингосстраха» выросли в этом году
вдвое против предыдущего периода.

 «Арсенал Страхование» также продает
в страховки торговых сетях и банках. «Средний платеж
по страховкам „на сдачу“ в банке составляет 40 грн. При
этом выплата значительно выше. Только на прошлой неделе мы выплатили
по риску „онкология“ 42 тыс грн», — говорит директор
департамента развития альтернативных продаж «Арсенал Страхование» Елена
Сутормина.

Период
охлаждения

По словам
члена Нацкомфинуслуг Дениса Ястреба, в комиссию периодически поступают
жалобы на навязывание в торговых сетях и банках страховок,
по результатам которых регулятор делает «контрольные» закупки
и штрафует нарушителей.

Однако
штрафами проблему не решишь. Вячеслав Черняховский считает, что выходом
может стать, так называемый, обязательный «период охлаждения» в договорах
страхования. «Этот период (к примеру, в течение двух недель)
позволяет страхователю, если он понял, что ему купленная страховка
не нужна или его ввели в заблуждение, отказаться от полиса
и получить обратно свои деньги. Естественно, если человек за это
время не заявлял о страховом событии», — говорит Черняховский.

Такой
метод борьбы с навязыванием страховок банками и торговыми сетями,
по его словам, существует во многих странах Европы, а недавно
был прописан и в требованиях Банка России.

capital.ua

Поділитися цією публікацією