Страховщики определили самые убыточные для них марки авто
Под занавес
года продавцы полисов автострахования каско начали составлять собственные
черные списки марок автомобилей, пишет “Капитал”. В немилость, как правило, попадают
либо бренды, по которым страховщики за год получают больше всего
заявлений на выплаты, либо те, по которым заявлений не очень
много, но суммы к возмещению по каждому — большие.
«Конечно, что статистика отдельной страховой компании зависит от ее
портфеля, тарифной политики, регионального присутствия, — отмечает
директор Международного института управления рисками Ирина Сиренко. —
Но она учитывает и общую ситуацию с автопарком в стране,
моду на те или иные марки, цвет автомобилей, предпочтения
автолюбителей».
Дорого,
но мило
«Капитал»
опросил десяток продавцов полисов каско и на основании
их ответов составил топ-15 самых убыточных для страховщиков
автомобильных брендов в уходящем году.
Примечательно,
что рост объемов выплат по дорогим авто в 2014 г., как
констатируют эксперты и участники рынка, вызван не столько
дорожно-транспортными происшествиями, сколько увеличением числа угонов.
«В нынешнем году резко выросло количество краж дорогих
автомобилей», — утверждает заместитель начальника центрального управления
урегулирования страховых случаев группы ТАС Андрей Щербаченко. В числе
наиболее угоняемых, в частности, автомобили BMW, Toyota, Lexus, Porsche.
Особенно
много дорогих машин было угнано на территории военных действий. «Кроме
моделей премиум-класса, в зоне АТО среди угонщиков пользуются
популярностью пикапы и джипы вне зависимости от марок», —
уточнил Щербаченко.
Мало,
но часто
Если
для автомобилей премиум-класса место в топ-10 по убыточности
для страховщиков обеспечивается внушительными размерами каждой конкретной
выплаты, то машины попроще много лет подряд попадают в черный список
по другим причинам — из‑за своей распространенности. Это касается,
например, таких марок, как Nissan, Daewoo, Skoda, Peugeot, Kia. «Именно
эти автомобили занимают верхние позиции в рейтингах самых продаваемых.
Соответственно, и событий с участием этих марок больше,
чем по другим авто», — поясняет заместитель предправления
компании «Арма» Сергей Сухарников.
К примеру,
до недавних пор автомобили Daewoo активно брали в кредит начинающие,
неопытные автолюбители, что, соответственно, увеличило вероятность ДТП
с участием таких авто. Активно Daewoo используются и в качестве
такси. «Бюджетную линейку Nissan тоже очень хорошо брали и в кредит,
и за наличные. Этих автомобилей очень много на украинских
дорогах, особенно в больших городах, соответственно и ДТП
с их участием не редкость», — рассказывает начальник
управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию
компании «Нова» Максим Воронин.
Невзирая
на…
Опрошенные
«Капиталом» страховщики обращают внимание, что в текущем году им
пришлось столкнуться с новыми вызовами, которые никак не были связаны
ни с маркой, ни с цветом, ни с размером
автомобиля.
Во-первых,
в связи с военными действиями на востоке страны выросло
количество неординарных по прежним временам страховых событий. «Среди
застрахованных в нашей компании автомобилей в этом году были
и такие, которые подрывались на минах», — признает начальник
отдела андеррайтинга транспортных рисков компании «Allianz Украина» Александр
Яременко. «Повреждения в зоне АТО часто связаны с попаданием пуль или
осколков снарядов в застрахованные объекты», — добавляет директор
департамента урегулирования убытков компании «Альфа Страхование» Александр
Ваховский.
Во-вторых,
добавила головной боли страховщикам и девальвация национальной валюты.
«Из-за падения курса гривни в 2014 г. произошло значительное
удорожание запасных частей к автомобилям», — говорит Ваховский. «СТО
также повысили расценки на свои услуги» — добавляет
и. о. предправления компании «Юнисон-Гарант» Александр Карелин. Рост
гривневых цен привел к увеличению средней величины убытка
по определенным маркам. «Даже если сам автомобиль обошелся потребителю
не очень дорого, запчасти и комплектующие к нему
по нынешним временам могут потянуть на довольно круглую
сумму», — отметил Максим Воронин.
Кнутом
и пряником
При всей
условности статистики относительно убыточности страховщики порой
с оглядкой именно на нее устанавливают скидки и надбавки
к стоимости полиса каско на авто той или иной марки
при пролонгации договоров. «Тариф для самых убыточных брендов
по сравнению с автомобилями аналогичного класса других марок
в нашей компании может быть увеличен до 30 %,» — признается
Александр Яременко. А владельцев наименее убыточных марок
при пролонгации договора каско, напротив, могут ожидать скидки.
«Следует
говорить о более лояльном подходе к безубыточным клиентам,
а не к маркам авто, — считает замдиректора
по направлению продукт-менеджмент компании «Альфа Страхование» Андрей
Тупчиенко. К примеру, по словам менеджера управления автотранспортного
страхования компании PZU в Украине Павла Корсуна, если у клиента
компании за прошедший год был один страховой случай — не очень
серьезный — цена его полиса на будущий год увеличится на 10 %.
Два страховых случая повлекут удорожание на 25 %, три — на 50 %.
Если же за время действия полиса автомобиль поучаствует в более
чем шести страховых событиях или окажется полностью разрушенным,
надбавка составит 200 %. «Зато нет никаких дополнительных наказаний
для владельцев только потому, что их авто условно отнесено
к убыточным маркам», — успокаивает Корсун.
ДЕЛО
[СТРАХОВОГО] СЛУЧАЯ
Ирина
Сиренко, партнер, директор Международного института управления рисками,
экс-президент страховой компании «Провидна»
Самый
курьезный случай в моей практике страхования авто произошел накануне
выходных. Центр продаж нашей страховой компании находился на первом этаже
здания с высоким цоколем. И вот однажды, в пятницу, которая была
предпраздничным коротким днем, когда в офисе уже почти не осталось сотрудников,
мы (я, две сотрудницы центра продаж и специалист отдела урегулирования убытков,
который согласился девушек развезти по домам) получили звонок по телефону:
«Пожалуйста, не уходите — я уже к вам еду. Срочно нужен полис «Зеленая карта»,
так как ночью еду машиной в Европу и без этого полиса никак нельзя!». Остаемся
в офисе, ждем клиента. Он приезжает, ставит машину у крыльца и бежит в офис,
размахивая техпаспортом: «Спасибо, девочки, что подождали! Я у вас и «Зеленую
карту», и «автогражданку» куплю!»
Сотрудницы оформляют документы, проводят осмотр автомобиля, рассчитывают
страховую премию. Специалист-урегулировщик, скучая рядом, предлагает клиенту
купить заодно и каско для авто: «Сделали бы девчонкам подарок к празднику —
застраховали бы свою машину». Клиент соглашается и выбирает программу каско.
И
вот все страховые договоры оформлены. Клиент радостно забирает полисы,
прощается с нами и садится в машину. Мы выходим вслед за ним на крыльцо и
закрываем двери офиса, намереваясь поставить его на сигнализацию. Клиент
заводит машину, машет нам рукой, разворачивает авто и… въезжает боком в крыльцо
нашего офиса!
Немая
сцена. Мы понимаем, что договор каско вступил в действие несколько минут назад.
Урегулировщик, собравшийся было заводить свою машину, прячет ключи от нее в
карман: «Ну, понятно… Открываем офис и идем писать заявление о страховом
случае».