Страховщики определили самые убыточные для них марки авто

Страховщики определили самые убыточные для них марки авто

Под занавес
года продавцы полисов автострахования каско начали составлять собственные
черные списки марок автомобилей, пишет “Капитал”. В немилость, как правило, попадают
либо бренды, по которым страховщики за год получают больше всего
заявлений на выплаты, либо те, по которым заявлений не очень
много, но суммы к возмещению по каждому — большие.
«Конечно, что статистика отдельной страховой компании зависит от ее
портфеля, тарифной политики, регио­нального присутствия, — отмечает
директор Международного института управления рисками Ирина Сиренко. —
Но она учитывает и общую ситуацию с автопарком в стране,
моду на те или иные марки, цвет автомобилей, предпочтения
автолюбителей».

Дорого,
но мило

«Капитал»
опросил десяток продавцов полисов каско и на основании
их ответов составил топ-15 самых убыточных для страховщиков
автомобильных брендов в уходящем году.

Примечательно,
что рост объемов выплат по дорогим авто в 2014 г., как
констатируют эксперты и участники рынка, вызван не столько
дорожно-транспортными происшествиями, сколько увеличением числа угонов.
«В нынешнем году резко выросло количество краж дорогих
автомобилей», — утверждает заместитель начальника центрального управления
урегулирования страховых случаев группы ТАС Андрей Щербаченко. В числе
наиболее угоняемых, в частности, автомобили BMW, Toyota, Lexus, Porsche.

Особенно
много дорогих машин было угнано на территории военных действий. «Кроме
моделей премиум-класса, в зоне АТО среди угонщиков пользуются
популярностью пикапы и джипы вне зависимости от марок», —
уточнил Щербаченко.

Мало,
но часто

Если
для автомобилей премиум-класса место в топ-10 по убыточности
для страховщиков обеспечивается внушительными размерами каждой конкретной
выплаты, то машины попроще много лет подряд попадают в черный список
по другим причинам — из‑за своей распространенности. Это касается,
например, таких марок, как Nissan, Daewoo, Skoda, Peugeot, Kia. «Именно
эти автомобили занимают верхние позиции в рейтингах самых продаваемых.
Соответственно, и событий с участием этих марок больше,
чем по другим авто», — поясняет заместитель предправления
компании «Арма» Сергей Сухарников.

К примеру,
до недавних пор автомобили Daewoo активно брали в кредит начинающие,
неопытные автолюбители, что, соответственно, увеличило вероятность ДТП
с участием таких авто. Активно Daewoo используются и в качестве
такси. «Бюджетную линейку Nissan тоже очень хорошо брали и в кредит,
и за наличные. Этих автомобилей очень много на украинских
дорогах, особенно в больших городах, соответственно и ДТП
с их участием не редкость», — рассказывает начальник
управления урегулирования убытков по автотранспортному страхованию
компании «Нова» Максим Воронин.

Невзирая
на…

Опрошенные
«Капиталом» страховщики обращают внимание, что в текущем году им
пришлось столкнуться с новыми вызовами, которые никак не были связаны
ни с маркой, ни с цветом, ни с размером
автомобиля.

Во-первых,
в связи с военными действиями на востоке страны выросло
количество неординарных по прежним временам страховых событий. «Среди
застрахованных в нашей компании автомобилей в этом году были
и такие, которые подрывались на минах», — признает начальник
отдела андеррайтинга транспортных рисков компании «Allianz Украина» Александр
Яременко. «Повреждения в зоне АТО часто связаны с попаданием пуль или
осколков снарядов в застрахованные объекты», — добавляет директор
департамента урегулирования убытков компании «Альфа Страхование» Александр
Ваховский.

Во-вторых,
добавила головной боли страховщикам и девальвация национальной валюты.
«Из-за падения курса гривни в 2014 г. произошло значительное
удорожание запасных частей к автомобилям», — говорит Ваховский. «СТО
также повысили расценки на свои услуги» — добавляет
и. о. предправления компании «Юнисон-Гарант» Александр Карелин. Рост
гривневых цен привел к увеличению средней величины убытка
по определенным маркам. «Даже если сам автомобиль обошелся потребителю
не очень дорого, запчасти и комплектующие к нему
по нынешним временам могут потянуть на довольно круглую
сумму», — отметил Максим Воронин.

Кнутом
и пряником

При всей
условности статистики относительно убыточности страховщики порой
с оглядкой именно на нее устанавливают скидки и надбавки
к стоимости полиса каско на авто той или иной марки
при пролонгации договоров. «Тариф для самых убыточных брендов
по сравнению с автомобилями аналогичного класса других марок
в нашей компании может быть увеличен до 30 %,» — признается
Александр Яременко. А владельцев наименее убыточных марок
при пролонгации договора каско, напротив, могут ожидать скидки.

«Следует
говорить о более лояльном подходе к безубыточным клиентам,
а не к маркам авто, — считает замдиректора
по направлению продукт-менедж­мент компании «Альфа Страхование» Андрей
Тупчиенко. К примеру, по словам менеджера управления автотранс­портного
страхования компании PZU в Украине Павла Корсуна, если у клиента
компании за прошедший год был один страховой случай — не очень
серьезный — цена его полиса на будущий год увеличится на 10 %.
Два страховых случая повлекут удорожание на 25 %, три — на 50 %.
Если же за время действия полиса автомобиль поучаствует в более
чем шести страховых событиях или окажется полностью разрушенным,
надбавка составит 200 %. «Зато нет никаких дополнительных наказаний
для владельцев только потому, что их авто условно отнесено
к убыточным маркам», — успокаивает Корсун.

ДЕЛО
[СТРАХОВОГО] СЛУЧАЯ

Ирина
Сиренко,
партнер, директор Международного института управления рисками,

экс-президент страховой компании «Провидна»

Самый
курьезный случай в моей практике страхования авто произошел накануне
выходных. Центр продаж нашей страховой компании находился на первом этаже
здания с высоким цоколем. И вот однажды, в пятницу, которая была
предпраздничным коротким днем, когда в офисе уже почти не осталось сотрудников,
мы (я, две сотрудницы центра продаж и специалист отдела урегулирования убытков,
который согласился девушек развезти по домам) получили звонок по телефону:
«Пожалуйста, не уходите — я уже к вам еду. Срочно нужен полис «Зеленая карта»,
так как ночью еду машиной в Европу и без этого полиса никак нельзя!». Остаемся
в офисе, ждем клиента. Он приезжает, ставит машину у крыльца и бежит в офис,
размахивая техпаспортом: «Спасибо, девочки, что подождали! Я у вас и «Зеленую
карту», и «автогражданку» куплю!»
Сотрудницы оформляют документы, проводят осмотр автомобиля, рассчитывают
страховую премию. Специалист-урегулировщик, скучая рядом, предлагает клиенту
купить заодно и каско для авто: «Сделали бы девчонкам подарок к празднику —
застраховали бы свою машину». Клиент соглашается и выбирает программу каско.

И
вот все страховые договоры оформлены. Клиент радостно забирает полисы,
прощается с нами и садится в машину. Мы выходим вслед за ним на крыльцо и
закрываем двери офиса, намереваясь поставить его на сигнализацию. Клиент
заводит машину, машет нам рукой, разворачивает авто и… въезжает боком в крыльцо
нашего офиса!

Немая
сцена. Мы понимаем, что договор каско вступил в действие несколько минут назад.
Урегулировщик, собравшийся было заводить свою машину, прячет ключи от нее в
карман: «Ну, понятно… Открываем офис и идем писать заявление о страховом
случае».



capital.ua

Поділитися цією публікацією