Обнародованы результаты аудита деятельности МТСБУ за 2012-2014 гг.

Обнародованы результаты аудита деятельности МТСБУ за 2012-2014 гг.

По итогам аудита, в Генеральную Прокуратуру Украины был отправлен запрос на проведение соответствующего расследования, проверки должностных лиц, причастных к нарушениям и убыткам МТСБУ, а также проверки законности существования 5-го корпоративного уровня управления Дирекцией МТСБУ — Координационного Совета и наличия в нем народных депутатов и Председателя Нацкомфинуслуг Украины.

Об этом заявила Генеральный директор МТСБУ Наталья Гудыма во время совместной пресс-конференции с руководителями профессиональными объединениями страховщиков — Лигой страховых организаций Украины, Украинской Федерацией Страхования и Ассоциацией “Страховой Бизнес”.

ТОП-10 крупнейших растрат и потерь МТСБУ

1) 260 млн. грн. — «замороженный» депозит в Брокбизнесбанке

2) 48 млн. грн. — авансовая 100% оплата на поставку бланков полисов ООО «Бланк-Пресс» (без тендера)

3) 32 млн. грн. — а это 85% использования фонда предупредительных мероприятий было направлено на финансирование одного учреждения — Ассоциацию безопасности дорожного движения

4) 14,5 млн. грн — недополученный доход по депозитам из-за заниженной депозитной ставки

5) 3 млн. грн. — потери из-за оплаты авансом за печать бланков полисов

6) $110 тыс. — потери от того, что часть приобретенных основных средств без соответствующих документов находится в использовании других учреждений (Нацкомфинуслуг) и физлиц, не работающих в МТСБУ.

7) 500 тыс. грн. — ремонт кабинета экс-Гендиректора МТСБУ

8) 500 тыс. грн. — техзадание за разработку “Электронного полиса”

9) 500 тыс. грн. — аренда автомобилей руководства бюро (без учета ремонта и топлива)

10) $50 тыс. — потери на завышенной стоимости покупки 2-х машин Лексус и Мерседес

Кроме того, на 20-40% была завышена стоимость закупки мебели, канцтоваров, техники, полиграфических услуг, на оплату юридической помощи по регрессной деятельности потрачено 47% от фактически возвращенной суммы (при среднерыночных расходов на подобные операции у страховщиков-членов Бюро 20-28%).

Непрозрачная инвестиционная политика и «депозитные махинации»

В ходе аудита было установлено, что выбор банка и условия размещения временно свободных средств централизованных страховых резервных фондов МТСБУ осуществлялись по субъективным факторам отдельными должностными лицами Бюро.

Несмотря на соответствие таких действий требованиям Устава, они противоречили нормам Положений о централизованных страховых резервных фондах, в которых предусматривается право страховщика на представление предложений относительно размещения временно свободных средств сформированных таким страховщиком в составе фондов, а утвержденной учетной политики, или другого документа, который бы контролировал, координировал или ограничивал инвестиционную деятельность МТСБУ не было.

Это, в частности, привело к значительной концентрации денежных средств в 3-х банках (Брокбизнесбанк, Укрэксимбанк, Укргазбанк) начиная с 4 квартала 2012 года, а также пролонгации в течение 2013 года данных депозитных договоров без пересмотра процентных ставок.

Отсутствие прозрачной инвестиционной политики привело к финансовым потерям Бюро.

В Брокбизнесбанке было размещено 260 млн. грн. средств Фонда защиты потерпевших и Фонда предупредительных мероприятий, доля Брокбизнесбанка в инвестиционном портфеле этих фондов начиная с 4 квартала 2012 года и на протяжении 2013 года составляла от 50% до 80%.

Еще в 2011 году Президиум Бюро принял решение о том, что в одном банке не должно біть размещено более 130 млн. грн., однако именно Координационній Совет МТСБУ это решение отменил и принял решение вложить более 260 млн. грн. исключительно в Брокбизнесбанк.

Данная ситуация также привела к «скрытым убыткам» из-за применения заниженных, по сравнению со средне рыночными, процентных ставок по депозитам.

Размещение депозитных средств осуществлялось сознательно по низким процентным ставкам. С учетом среднегодовой ставки в 17% годовых (средняя ставка 2013 года ТОП-5 крупнейших банков Украины) потери в инвестиционном доходе МТСБУ в 2013 году составили около 14,5 млн. грн., т.е. это денежные средства, недополученные страховщиками-членами бюро.

Во время проведения аудита установлено, что в Бюро отсутствовал единый реестр заключенных депозитных договоров. Оригиналы документов хранились у финансового директора, и он был единственным сотрудником Бюро (кроме руководства), который имел доступ к этим договорам и информации, которая в них содержалась.

Учет системы информации о размещенных депозитах вносились только в части размещенных сумм и фактически полученных процентов в день их получения (по кассовому методу) путем синхронизации данных с клиент-банком. Это создало риск неотраженных договора в целом или отдельных его положений (ставки, сроки) в учетной системе, что привело к некорректному отображению суммы финансовых инвестиций на отчетную дату и процентных доходов за период.

Отсутствие ведения учета инвестиционного портфеля МТСБУ и внесения информации в учетную систему исключительно на основе данных клиент-банк не давало возможности получать оперативную информацию о составе и доходность инвестиционного портфеля, проводить полноценный анализ таких инвестиций.

Страховщики-члены МТСБУ ощутили на себе отсутствие информации (и полного закрытия доступа к этой информации) относительно фактического размещения резервных фондов, качества, ликвидности, доходности и безопасности инвестиционного портфеля МТСБУ (учитывая тот факт, что основной уставной деятельностью Бюро является управление фондами — такой подход, точнее отсутствие каких подходов, к учету и управлению инвестиционными фондами, отсутствие методик и процедур по управлению инвестиционными рисками, можно назвать преступными).

Сомнительные подрядчики и завышенная стоимость услуг

В ходе проведения внешнего аудита было обнаружено значительное концентрацию операций Бюро с отдельными контрагентами. В частности, в течение 2013 года более 85% использования фонда предупредительных мероприятий было направлено на финансирование одного учреждения — Ассоциацию безопасности дорожного движения (перечисление на Ассоциацию безопасности дорожного движения составили 32 млн. грн.).

При этом, Бюро не проводило анализ целевого и рационального использования полученных реципиентом средств, что, в свою очередь, привело к необоснованному увеличению использования фонда предупредительных мероприятий), поставки бланков полисов (более 48 млн. грн. по 2013 г.) осуществлялись от одного учреждения.

Закупка мебели, канцтоваров, техники, полиграфических услуг осуществлялась в среднем по стоимости выше рыночной размер завышения цен составлял от 20% до 40%, в зависимости от аккредитации поставщиков и ассортимента.

Приобретение транспортных средств (Лексус и Мерседес) осуществлялось у физических лиц по ценам выше рыночных в среднем на 35% (около 400 тыс. грн. разницы на момент приобретения — $50 тыс.).

При этом анализ риска концентрации деятельности Бюро и его влияние на платежеспособность не проводился.

В рамках проведения аудита было выявлено, что МТСБУ сотрудничало с обслуживающими организациями на условиях коммерческих договоров, но без проведения предварительных тендерных процедур.

Отсутствие тендерной процедуры создало основу для завышения цен поставщиками услуг и товаров и не давало объективной оценки соответствия на рыночных условиях заключенных договоров, что привело к нерациональному использованию средств, через потенциальное завышение цен поставщиками и подрядчиками.

В ходе аудита было установлено, что бланки полисов централизованно заказываются МТСБУ у единственного поставщика (ООО «Бланк-Пресс»). При этом условиями договора предусмотрена 100% предоплата за бланки, печатаемых в течение года, а также их хранение в типографии до момента передачи страховым компаниям.

Напечатанных бланков полисов ОСАГО хватит страховщикам до марта 2015 года.

Инвентаризация бланков в присутствии сотрудника МТСБУ не осуществлялась. Выдача страховым компаниям происходит от имени МТСБУ и оформляется актами, бланки которых с печатью Бюро передаются типографии заранее.

100% предоплата на год вперед является нестандартной практикой для типографического рынка и повышает риск невыполнения контрагентом условий договора.

Невозможностью физического проведения инвентаризации бланков (из-за их хранения за пределами Бюро) создало предпосылки к отсутствию напечатанных бланков на отчетную дату (бланки могут печататься предприятием в соответствии с полученных заявок), т.е. завышение сумм запасов, представленных в финансовых отчетах Бюро.

Наличие в типографии незаполненных (чистых) документов с печатью МТСБУ создало риск совершения сделок от имени Бюро, но без его ведома.

В течение 2013 года размер постоянного среднемесячного остатка предоплаты за бланки полисов составлял 21,1 млн. грн., которые были изъяты из инвестиционного портфеля МТСБУ, что даже при средней ставке краткосрочного размещения депозитных средств, привело к инвестиционным потерям на данных операциях почти в 3 млн. грн.

Неэффективная система корпоративного управления МТСБУ

Аудиторы обратили внимание на то, что схема корпоративного управления является сложной и непрозрачной. В частности, ею предусмотрено наличие 5 органов управления различных уровней без четкого разграничения отдельных функций (фактически Координационный совет Бюро может выполнять функции Президиума и Общего собрания членов МТСБУ), что и проходило в течение 2012-2013 гг и до 15 мая 2014 года.

Отсутствие прозрачной схемы корпоративного управления затрудняло и затрудняет своевременное принятие управленческих решений и самое главное — ставит под сомнение беспристрастность данных решений.
Усложняется определения правомерности решений, принятых управленческими органами.

Повышается риск превалирование решений отдельных органов над системой внутренних контролей.

В течение указанных лет, Общим собранием принимались решения, которые менялись Координационным советом, а решения, которые не поддерживались, но не соглашались Президиумом — соглашались Координационным советом.

Зарплатные и финансовые махинации

В ходе аудита было установлено, что полная стоимость здания на Русановском бульваре, 8 — учитывается как таковая, которой представлен Фонд защиты потерпевших (ФЗП), в то время как согласно п.4.3 Положения о централизованном страховой резервный Фонд защиты потерпевших в ДТП, вышеупомянутая сумма не могла финансироваться за счет ФЗП, т.к. источником финансирования таких расходов должен быть фонд финансирования деятельности МТСБУ.

Отображение операционной недвижимости как инвестиционного вводило в заблуждение пользователей финансовой отчетности относительно целей использования объекта основных средств и направлений инвестиционной деятельности Бюро.

В ходе аудита было установлено, что МТСБУ не проводило документарного оформления ввода основных средств в эксплуатацию (отсутствуют акты ввода в эксплуатацию). Что привело к последствиям, которые были обнаружены в ходе совместной МТСБУ и внешними аудиторами инвентаризации основных средств, которыми было установлено, что часть приобретенных основных средств без соответствующих документов находится в использовании других учреждений (Нацкомфинуслуг) и физических лиц, не работающих в МТСБУ. Некоторую часть из них удалось вернуть, но большая часть, общей стоимостью 936 тыс. грн., признано сомнительной задолженностью. Учитывая, что вышеуказанные материальные ценности были приобретены в 2013 году, общая сумма потерь Бюро составила более $110 тыс.

В ходе аудита было установлено, что МТСБУ осуществило выплаты двум физическим лицам-предпринимателям в суммах 123,4 тыс. грн. и 109,97 тыс. грн. за информационно-консультационные услуги. Однако соответствующие договоры отсутствовали, только имелись акты выполненных работ без описания предоставляемых услуг. Поскольку акты выполненных работ обычно заключаются на основании договоров, именно договор устанавливает права и обязанности сторон и суммы вознаграждений, его отсутствие и отсутствие описания выполненных работ, привела к необоснованному завышению сумм соответствующих расходов.

МТСБУ отражало расходы за услуги, полученные от третьих лиц в периоде, когда был получен соответствующий акт выполненных работ. Поэтому, например, затраты на работы, выполненные в 2013 году были отражены в составе расходов 2014 года, после получения указанного акта, что привело к искажению и уменьшению расходов за отчетный период, в котором расходы были понесены.

Во время проведения аудита ИТ-систем МТСБУ внешними аудиторами было отмечено, что в Бюро было выполнено несколько проектов по модернизации ИТ-системы — Центральной базы данных МТСБУ. Однако, акты приема-передачи услуг не детализированы и трудно оценить количество человеко-часов, которые разработчик действительности потратил на проект по модернизации и стоимость предоставляемых услуг.

Также аудиторы определили, что в этих проектах принимал участие преимущественно один разработчик программного обеспечения и тендер на такие разработки фактически не проводился. Но по результатам аудита было определено, что все такие проекты вместе с объемом и ценой согласовывались руководящим органом (Координационным советом).

Завышенная стоимость юридических услуг по сопровождению регрессов

Расходы на юридическое сопровождение регрессной деятельности бюро осуществлялась на условиях двух видов сотрудничества.

Первый: подготовка и участие в судебных заседаниях. Стоимость услуг до 2000 грн. Условия оплаты 50% выплачивалась при передаче дела контрагенту, остальные после подписания сторонами акта выполненных работ. Два договора предусматривали уплаты 100% аванса.

Акт выполненных работ подписывался в случаях:

— предоставление контрагентом копии судебного решения и в случае присуждения средств в пользу МТСБУ — копии письма об отправке исполнительного документа в отдел исполнительной службы или договора с должником о добровольном исполнении решения;
— получение от должника компенсации расходов, понесенных МТСБУ.

Второй: обеспечение исполнения судебного решения. Оплата производилась в размере 40% от суммы средств, полученных МТСБУ в добровольном или принудительном порядке по делам, которые были переданы исполнителю.

Итак, было установлено, что по итогам 2013 года на оплату правовой помощи по регрессной деятельности потрачено почти 47% от фактически возвращенной суммы (при среднерыночных расходов на подобные операции у страховщиков-членов Бюро от 20% до 28%).

Тендер и выбор юридических партнеров для работы на вышеупомянутых условиях не проводился, что привело к искусственному завышению стоимости услуг, и потери Бюро только в 2013 году суммы в размере 500 тыс. грн.

В МТСБУ был осуществлен анализ данных о регламентных выплат по направлениям:

— анализ финансовых показателей;

— анализ внутренней нормативной документации;

— анализ бизнес процессов;

— реализация права регрессного требования.

По результатам анализа выявлена разница между средним размером регламентной выплаты и средним размером страхового возмещения по рынку, что за период 2011-2013 годов в среднем составляет от 40 до 60%.

Средний размер расходов на урегулирование одного случая в Бюро отклоняется от среднего размера расходов на урегулирование одного случая по данным страховщиков, более чем на 50%.

Страховой рынок ОСАГО находится в состоянии экономических и политических потрясений. Дополнительно рынок испытывает негативное влияние в результате развертывания сепаратистских движений и развала системы правосудия в Луганской и Донецкой областях.

Пока­зате­ль

6 мес. 2013

6 мес 2014

Темп, %

Начи­слено­ преми­й, млн. грн.

1222,1

1149,3

-5,96

Начи­слено­ выпла­т, млн. грн.

464,6

485,2

4,42

Стабилизация экономики и политической ситуации зависит в большой степени от усилий украинского правительства, в частности, для стимулирования развития страхового рынка.


forinsurer.com

Поділитися цією публікацією