Перевозчики экономят на страховках

Перевозчики экономят на страховках

Ответственность
перевозчиков состава с пропан-бутаном, цистерны которого сошли
с рельсов 2 февраля в Донецкой области, не была
застрахована. Об этом «Капиталу» сообщили сразу три источника
на страховом рынке. «Цистерны шли из Одессы в Казахстан и,
по нашим данным, вообще не были застрахованы», — сообщил
топ-менеджер одного из крупных игроков на рынке страхования грузов,
пожелавший сохранить анонимность. Ответственность за перевозку опасных
грузов в Украине должна быть обязательно застрахована. В пресс-службе
Госслужбы Украины по чрезвычайным ситуациям ответили,
что не располагают информацией о страховании цистерн. Ответа
прокуратуры Донецкой области, которая расследует причины аварии,
до момента сдачи материала в печать редакция не получила.

Опасное вещество

Во сколько
обошлась государству, компании «Укрзалізниця» и местным жителям авария
на железнодорожном перегоне Удачное — Межевая (Донецкая область),
вследствие которой загорелось 26 цистерн с пропан-бутаном, две
из которых взорвались, оценить сложно. В Госслужбе
по чрезвычайным ситуациям Украины сообщили, что в ликвидации
аварии было задействовано 59 единиц техники (в том числе
6 пожарных и 4 восстановительных поезда «Укрзалізниці»)
и 326 человек. Временно были отселены из своих домов
250 жителей села Ленино, расположенного на расстоянии километра
от места аварии. В ведомстве также сообщили, что угрозы химического
отравления для местных жителей нет. Правоохранительные органы пока
выясняют, кто должен компенсировать причиненный ущерб.

Сообразить на троих

Ответственность
перевозчиков опасных грузов, к каковым относятся упомянутые цистерны,
в Украине должна обязательно страховаться, согласно постановлению Кабмина
№ 733 от 01.06.2002. Этот документ определяет порядок и правила
страхования опасных грузов, страховые тарифы, лимиты страхования, а также
размер страховых выплат в зависимости от страхового события. Например,
если в случае аварии пострадают люди, страховая выплата должна составлять
50 % страховой суммы, в том числе 500 необлагаемых минимумов доходов
граждан в случае смерти человека и не более 250 —
на время лечения.

Страховая сумма
зависит от класса опасности груза. Страховой тариф определен
в постановлении и делится между тремя участниками перевозки:
отправителем, перевозчиком и получателем опасного груза. Например,
в случае с цистернами пропан-бутана отправитель должен был заплатить
за страховку 0,07 %, получатель — 0,03 % и перевозчик —
0,1 % от страховой суммы. «Но, к сожалению, в документе нет
четкого определения: кто из них троих на какой стадии доставки
должен страховать груз. Поэтому при аварии часто возникает путаница
с уровнем ответственности каждой из сторон и размером страховых
выплат», — говорит заместитель председателя совета Лиги страховых
организаций Украины (ЛСОУ) Александр Залетов.

Без ответственности

Неоднозначная
трактовка документа привела к тому, что страховщики почти
не платят за опасные грузы. По данным ЛСОУ, за последние
10 лет страховые выплаты по данному риску составили
0,8 млн грн, тогда как платежи — 350 млн грн.
Такая ситуация, в свою очередь, приводит к снижению интереса
собственников, перевозчиков и отправителей к страхованию.
По данным ЛСОУ, в 2011 г. страховые премии по обязательному
страхованию ответственности за перевозку опасных грузов составили
57,5 млн грн, в 2012 — 48 млн грн,
а в 2013‑м снизятся до 40 млн грн. «Страховщикам
интересен этот сегмент, так как он почти безубыточный.
Но собственники и перевозчики опасных грузов экономят
и не хотят страховаться», — рассуждает директор страхового
общества «Ильичевское» Юрий Гришан.

Решить проблему,
по мнению Александра Залетова, могло бы появление в Украине
обязательного экологического страхования, в том числе
и от рисков, связанных с перевозкой опасных грузов.
Законопроекты о введении такого страхования в 2011‑2012 гг.
готовили Министерство экологии Украины и Госфинуслуг. Но закон так
и не был принят.

capital.ua

Поділитися цією публікацією