Сумма страховой выплаты «Укразлизныци» в связи с аварией может превысить 30 млн.грн.

Сумма страховой выплаты «Укразлизныци» в связи с аварией может превысить 30 млн.грн.

Выплаты страховщиков
в результате крупной железнодорожной аварии в Черкасской области
могут превысить 30 млн грн. Об этом «Капиталу» сообщили
в пресс-службе компании «Укрзалізниця»: «Ориентировочная площадь
загрязненной территории составляет 1,82 га, или около
6 тыс. т почвы. Стоимость утилизации такого количества почвы —
около 20 млн грн. А ориентировочная сумма компенсации
за повреждение имущества гражданского населения составляет
9,8 млн грн». Стоимость установки водопропускной трубы
и утилизации почвы еще рассчитывается проектной организацией.

Опасный путь

Авария произошла
22 августа на железнодорожной станции «Городище». В результате
схода с рельсов 20 из 35 цистерн поезда разлились нефтепродукты
и загорелось несколько цистерн и локомотив. Пламя перекинулось на соседние
дома. Случившееся в Государственной службе по чрезвычайным ситуациям
назвали одной из крупнейших за последние годы аварий, связанных
с опасными грузами.

Специалисты
сразу же начали подсчитывать убытки. Покрыть их, согласно постановлению
Кабинета министров об обязательном страховании ответственности
при перевозке опасных грузов, должны страховщики. Как правило,
участвуют в этом три страховые компании, так как в Украине
опасные грузы обязательно страхуются не только отправителем, но и перевозчиком,
а также получателем груза.

Пресс-служба
«Укрзалізниці» рассказала «Капиталу» только об одном договоре
страхования — с «Украинской пожарно-страховой компанией».
«По информации Одесской железной дороги, отправитель застраховал
ответственность на случай наступления аварийной ситуации в АО «Украинская
пожарно-страховая компания». Сам груз отправитель страховать
не обязан», — говорится в сообщении «Укрзалізниці».
В пресс-службе «Украинской пожарно-страховой компании» подтвердили наличие
такого договора и сообщили, что пока не начали выплаты, так
как не собраны все документы.

Страшный фокус

Но даже получив
все документы, страховщик не станет выплачивать рекордную для рынка
страхования опасных грузов сумму ущерба в размере более
30 млн грн. Максимальный лимит ответственности по данному договору,
как стало известно «Капиталу», составляет 2 млн грн,
а платеж страхователь внес в размере 75,33 грн. Если учесть,
что загорелось чуть больше половины цистерн, то сумму выплаты нужно
разделить на два. При этом, согласно постановлению, компенсируется ущерб
в такой пропорции: 50 % — пострадавшим людям, 30 % —
за экологический вред и 20 % — за убытки, причиненные
имуществу. По предварительным данным, люди в аварии возле Черкасс
не пострадали, поэтому ориентировочно выплата может составить 500‑600 тыс.
вместо 30 млн грн. И это при условии, если будут
предоставлены все документы.

В «Укрзалізниці»
не сообщили, какие компании застраховали ответственность самой Одесской
железной дороги как перевозчика, а также получателя груза. Хотя
именно перевозчика в данном случае страховщики считают ключевым
участником. «Ни поезд, ни пути, ни цистерны отправителю
не принадлежат. Поэтому его ответственность в данном случае намного
меньше, чем у перевозчика», — считает предправления одной
страховой компании, попросивший не называть его имени. Он связывает
молчание «Укрзалізниці» с тем, что ее ответственность
или не была застрахована, или была, но на мизерную
сумму.

Вымирающий вид

«Обязательное
страхование опасных грузов давно превратилось в систему сборов
и невыплат», — считает президент Лиги страховых организаций Украины
(ЛСОУ) Александр Залетов, — Это постановление нуждается в изменениях,
потому что в нем размыты границы ответственности отправителя,
перевозчика и получателя. Кроме того, тарифы и страховые суммы,
указанные в документе, безнадежно устарели». С ним согласны
и многие страховщики, страхующие опасные грузы. «Полисы страхования трудно
администрировать, особенно при отправках больших партий грузов», —
отмечает директор управления страхования имущественных рисков PZU в Украине
Владимир Васылык. По его словам, на этом рынке работает очень много
кэптивных страховщиков, с которыми сложно конкурировать на рыночных
условиях.

Наличие «своих»
страховщиков у перевозчиков, отправителей и получателей грузов вполне
объяснимо, если посмотреть на уровень выплат по этому виду
страхования. За последние десять лет он не превысил 1 %.
К примеру, по данным ЛСОУ, в 2013 г. общие сборы
по страхованию опасных грузов составили 43 млн грн,
а выплаты — всего 32 тыс. грн. В 2012 г.
страховщики собрали 48 млн грн премий, а выплат не было
вообще.



capital.ua

Поділитися цією публікацією