Время продавать

Время продавать

Сложная ситуация на рынке страхования позволила многим топ-менеджерам проявить себя в другом качестве: кто-то перестроил бизнес-процессы и нашел новые ниши сбыта, а кто-то не смог подстроиться и вынужден был покинуть компанию.

Экс-президент Украинской федерации страхования (УФУ) Александр Завада назвал 2012-й годом потерянных возможностей для страхового рынка Украины. В прошлом году объем валовых страховых премий, по оценкам Лиги страховых организаций Украины, сократился почти на 9% по сравнению с 2011 годом и составил около 21 млрд. грн. «В 2012-м произошло замедление роста экономики страны, в результате чего страховой рынок также показал невысокую динамику роста», — отмечает руководитель направления стратегического маркетинга СК «Провидна» Татьяна Шпита. Кроме общеэкономической ситуации, на страхование  в 2012 году оказали влияние такие факторы, как снижение автокредитования во второй  половине года и, как следствие, стагнация сегмента КАСКО. Проникновение на рынке ОСАГО достигло высокого уровня (80%), что привело к падению темпов привлечения новых клиентов.

Были и положительные изменения, по мнению страховщиков. «Налогообложение страхового бизнеса по ставке 3% без вычета перестрахования привело к сокращению внутреннего рынка перестрахования, в том числе и к сокращению «схемных» сделок», — считает председатель правления СК «Альфа Страхование» Яцек Мейзнер. А внедрение стандартов МСФО хоть и не дало мгновенного эффекта, но в будущем, по его мнению, обязательно повысит прозрачность страховых компаний и интерес к ним со стороны инвесторов. 

Положительные изменения коснулись и самой компании «Альфа Страхование». В прошлом году благодаря новым подходам к ведению бизнеса и умелому менеджменту она вошла в ­топ-10 лидеров классического рынка страхования, собрав почти полмиллиарда гривен премий — в основном за счет имущественных и личных видов страхования. Еще два года назад сборы этой компании были втрое меньше, что не позволяло ей занять место даже в двадцатке лидеров. Но данный пример скорее исключение из общих тенденций рынка, на который в прошлом году оказали негативное влияние не только общеэкономические факторы и отсутствие законодательных изменений, но и ротации руководства регуляторов.

Смена рулевых

В феврале 2012-го Нацкомфинуслуг получила нового руководителя — экс-замгендиректора Аграрного фонда Андрея Стасевского. А уже с его подачи в июне президиум Моторного (транспортного) страхового бюро Украины утвердил экс-налоговика Бориса Визирова генеральным директором МТСБУ.

У страхового рынка появился регулятор, которого не было с лета 2011 года, после увольнения и ареста обвиненного в коррупции Василия Волги. Участники рынка надеялись, что опыт и большие связи Андрея Стасевского помогут осуществить необходимые рынку законодательные изменения, поэтому активно занялись созданием нового законопроекта о страховании, который в 2012 году не только успел попасть в ВР, но и пройти первое чтение. После чего надежды страховщиков угасли — новый регулятор работал медленно: со «скрипом» решались актуальные вопросы, выдавались новые лицензии.

Например, лицензии на обязательное агрострахование ряду СК получить до конца года так и не удалось. «Наша компания, став частным акционерным обществом, подала документы на получение новых лицензий, но, к сожалению, сроки оформления лицензий выдержаны не были. У других компаний возникали проблемы с получением бланков полисов ОСАГО», — отмечает председатель правления СК «Нова» Виктория Волошина.

Работой сменщика Волги были недовольны не только на рынке, но и в высших эшелонах власти. Поэтому вся половина прошлого года прошла для страховых компаний под вопросом, когда же произойдет очередная ротация менеджмента регулятора. Это случилось в начале марта 2013-го, когда вместо Андрея Стасевского на должность главы Нацкомфинуслуг был назначен Борис Визиров. Его место руководителя МТСБУ до сих пор остается вакантным.

Навстречу обществу

Прошлый год принес изменения и в ряды руководителей общественных организаций страховщиков. Так, президент УФУ Александр Завада, стоявший у истоков создания этой организации с 2008 года, уступил свое кресло первому вице-президенту СК «АХА Страхование» Андрею Перетяжко, который свою работу одного из топ-менеджеров крупнейшей страховой компании Украины не оставил, а совмещает с почетной должностью.

«Избрание нового президента не было мгновенным решением. Консультации по этому поводу велись с лета. После рассмотрения нескольких возможных претендентов на должность президента УФУ была избрана кандидатура, которая наиболее отвечает требованиям нынешнего времени», — сказал Александр Завада в своем итоговом интервью. Такие требования выдвигались, впрочем, к руководителям не только общественных структур, но и самих игроков рынка.

Продавцам дорога

«До 2008 года весь рынок был нацелен на быстрый, агрессивный рост, и нужны были руководители, способные в сжаты сроки максимально сократить расходы компании и перестроить модель бизнеса под новые условия. Но с тех пор, как ситуация более или менее стабилизировалась, появились новые требования к топам», — отмечает генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян.

По словам президента Лиги страховых организаций Украины Натальи Гудымы, 2012-й показал, что вместо антикризисных менеджеров рынок все больше нуждается в руководителях-продавцах, нацеленных на развитие бизнеса не путем сокращения расходов, а путем подбора и предложения продуктов, которые будут интересны населению с более низкой платежеспособностью. И это общий тренд страхования: спрос на продавцов  в этом сегменте сегодня гораздо выше предложения.

По данным исследования Ernst & Young, в котором приняли участие девять украинских страховщиков, в прошлом году зарплаты выросли в среднем на 8-10%. Там же указано, что среднее вознаграждение одного сотрудника (зарплата, бонусы, соцпакет, материальная помощь и пр.) составляло около 11 тыс. грн. брутто. Это около 9 тыс. грн. «чистыми».

Изменившиеся требования привели в 2012 году к ряду перестановок в среде руководителей страховых компаний. По мнению председателя комиссии по страхованию украинского общества финансовых аналитиков (УОФА) Вячеслава Черняховского, зачастую такие изменения носили вид рокировок целых команд топ-менеджеров, что приводило к заметному перераспределению персонала в головных офисах и в региональной сети.

Миграции в страховых

Наиболее значительные из подобных изменений произошли в прошлом году в таких крупных страховых компаниях, как СГ «ТАС», «Княжа», «АХА Страхование», «Арсенал-Страхование». У первых двух компаний поменялись председатели правлений, а «АХА Страхование» поделилась с «Арсенал-Страхованием» частью команды во главе с зампредами.

Более радикальный вариант изменений на уровне топ-менеджмента продемонстрировала СК HDI, где произошли не только рокировки руководства, но и корпоративный конфликт между набсоветом и уже бывшими топ-менеджерами, включая экс-предправления. Причем в этом случае стороны обменялись не только взаимными упреками и попытками помешать бизнесу, но и встречными судебными исками. «Также владельцы СК активно меняли руководителей в компаниях, которые в 2012 году стояли на краю финансовой пропасти или даже успели сделать последний уверенный шаг вперед», — отмечает Вячеслав Черняховский. Наиболее яркий пример — смена руководства СК «Лафорт» перед тем, как эта компания стала фактическим банкротом.

Купля-продажа страховых компаний или изменения в структуре акционерного капитала тоже приводили к естественному в таких случаях процессу смены руководства. Примерами тому в 2012 году стали рисковые компании «Нова», «Финист». Компания по страхованию жизни Fidem Life, которую купила известная международная группа Aegon, провела рокировки членов правления, но руководит бизнесом по-прежнему Хайс Юкен. «Он сыграл важную роль в успешном проведении сделки: как в поиске и взаимодействии с покупателем, так и в сохранении конфиденциальности», — считает маркетолог СК Seb Life Ukraine Наталья Каменская. Эту сделку эксперты называют одним из ключевых событий на страховом рынке Украины в прошлом году, поскольку она дала надежду на возобновление интереса крупных западных инвесторов к украинскому бизнесу.

Поділитися цією публікацією